Вполне ожидаемо, что имя шведского автора-песенника Макса Мартина вам покажется неизвестным. Действительно, как настоящий труженик тыла, он остается где-то позади популярности. Но в узких музыкальных кругах его знают очень хорошо. Более того, с ним мечтают поработать многие знаменитости. Чем же этот “обычный” мужчина заслужил такую честь?
Автор многих известных композиций, в конце 90-х он стал писать песни для Бритни Спирс и Backstreet Boys. Сегодня с ним сотрудничают Адель, Ариана Гранде и Эд Ширан. А недавно его композиции стали неотъемлемой частью нового мюзикла. Как ему удалось понять, что нужно его аудитории и почему он до сих пор остается востребованным автором?
Скромные заслуги
Двадцать два хита Макса попали на первые строчки чарта Billboard Hot 100. Это поистине великое достижение, которое не удалось переплюнуть самому сэру Полу Маккартни.
Он начинал с молодежных поп-песен “Baby one more time” Бритни Спирс и I want it that way Backstreet Boys, потом увлекся поп-роком (Since U been gone Келли Кларксон и So what Пинк) и добрался до нео-диско жанра с композициями Can’t feel my face для The Weeknd и Can't stop the feeling! Джастина Тимберлейка.
Многие годы кантри-исполнительница Тейлор Свифт мечтала о “серьезном” поп-альбоме. Готовя в 2014 году пластинку “1989”, лучшего автора она и представить не могла. Для нее Макс продолжил писать хиты и для следующих альбомов.
Гениальная, но “темная лошадка”
Карл Макс Мартин Сандберг не любитель публичных выступлений. Его слегка замкнутый стиль жизни остается главной движущей силой для создания хитов. В них Мартин реализовывает все то, чего постеснялся бы сделать в реальной жизни, и задает мир идеальной романтики, которой наполнены его творения: от No tears left to cry Арианы Гранде до I don’t care и Beautiful people Эда Ширана.
Занимаясь написанием песен вот уже больше двух десятилетий, Макс превратился в настоящее “предприятие” по производству хитов. Многие из них вошли в недавний мюзикл “Джульетта” – интерпретированной истории о главной шекспировской героине и о том, что могло с ней случится при менее трагичном финале.
Музыкальный руководитель “Джульетты” Билл Шерман гордится знакомством с Мартином, сравнивая его с “каждодневным уроком по созданию песен”. Именно Шерману предстояло отобрать самые хитовые песни Мартина и сделать для мюзикла их новую аранжировку.
По его признанию, процесс оказался намного сложнее, чем ожидалось, ведь: “Невозможно переделать то, что и так звучит идеально. Может создаться ощущение, что создание песен не более, чем сложный математический процесс со своими расчетами. Каждый текст Мартин пропускает через себя, делая в итоге песню очень субъективной. Отсюда получаются сильные вещи, найденные из глубин души”.
Секреты мастерства
Известно, что при создании песен Мартин строго следует определенным традициям, которые сам для себя придумал. Новозеландская певица Lorde признавалась в интервью, что Мартин был отличным режиссером в процессе работы над ее прорывным хитом Royals: “Когда какие-то идеи казались мне безумными, он твердо настаивал: вот в этом месте будет первый хор, а вот здесь пойдет вторая партия”.
Сам автор считает, что его подход к написанию песни не является формулой,и уж тем более не применимой ко всем композициям. В чем секрет его успеха?
“Произведения Мартина имеют тенденцию усиливаться по мере их продвижения, с первого стиха и припева, – объясняет Шерман. – Да, это процесс точной расстановки составляющих песни. Они получаются хитами, идеально подходящими для аудитории. Слушателям нравятся песни, которые не звучат однотонно, а которые имеют возможность для развития и логической концовки”.
С чего все начиналось
Прежде чем он начал “писать для других”, Мартин был солистом местной группы, играющей в жанре глэм-метал. Коллектив выпустил только один, но не успешный альбом. Продюсер группы Дениз Поп обнаружил у Мартина не только певческие данные, но и талант автора. Он настоял на том, чтобы Мартин приехал к нему на студию и посмотрел процесс работы изнутри. По сути, Поп и стал тем человеком, который сподвиг Мартина стать автором-песенником. “В знаменитой студии Cheiron я провел много дней и ночей, пытаясь понять, какой из всего этого вынесу урок”, – коротко признавался Мартин о том периоде своей жизни.
К концу девяностых он превратился в профессионала, создавая хиты с его характерным напыщенным стилем для Бритни Спирс, Backstreet Boys, NSync. В новом веке песни Макса, кажется, стали уже не такими созвучными. В таких хитах последних лет, как Love me like you do Элли Глудинг, Send your love Адель или Side to side Арианы Гранде, еще ощущаются знакомые нотки мелодичного блеска, но отсутствует точное следование какого-либо определенного звучания.
“Песни эпохи Бритни и Backstreet Boys достаточно непросты в целостной гармонии, – отмечают критики. – С годами не только сам Мартин изменился, но и его стиль стал проще”.
Это можно расценить как факт того, что, будучи уникальным автором своей эпохи, он смог идти в ногу со временем.
Гений внутри
Шведская певица София Сомаджо, которой удалось поработать со своим знаменитым земляком, восхваляет уникальный дар Мартина общения с музыкантами: “Как автору, ему необходимо узнать об исполнителе все. Он должен понимать, что за человек, для которого он создаст, возможно, главный хит. Мартин спокойно может общаться на языке своих собеседников, какого бы уровня или статуса они не были. Рецепт его успеха заключается в сочетании эрудированного мозга и такого порядочного, интеллигентного человека, который всегда найдет в вас что-то интересное”.
Коллеги охарактеризуют Мартина как человека, сумевшего выстроить долгосрочные рабочие отношения, которые нечасто встретишь в индустрии в наше время.
Бритни Спирс стала одной из немногих, кому посчастливилось сотрудничать с Максом в начале своей карьеры. Его она называет “главным маэстро ее судьбы”. Готовя альбома 2011 года Femme Fatale, Бритни попросила Мартина возглавить его продюсирование.