Драматическая картина Ноа Баумбак “Брачная история” была представлена на недавнем “Золотом Глобусе” в нескольких категориях. Исполнители главных ролей Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер получили номинации за лучшее исполнение, и не зря.
История непростых отношений двух творческих людей – театрального режиссера и актрисы, переживающих развод, но стремящихся ради сына сделать это максимально безболезненно – раскрыта на экране невероятным образом. Критики остались потрясены: и Йоханссон, и Драйвер продемонстрировали потрясающий драматический талант. Но сейчас не об этом. Попытаемся разобраться, какие уроки можно вынести из отношений главных героев, а также вспомним запоминающиеся сцены фильма.
Хорошее начало – плохой конец
Каждый зритель задается логичным вопросом: почему все заканчивается не так радужно, когда начинается так хорошо? Чарли и Николь – обычные люди, каких можно встретить повсюду. Авторы попытались нагрузить фильм таким множеством деталей и параллелей, чтобы ни один зритель не почувствовал, что это не про него. И если добрая половина отношений героев проходит достаточно быстро, основная концентрация происходит на том, что герои переживают сейчас – а именно развод.
Отечественные картины, возможно, стараются избегать демонстрации “грязного белья”, а вот в Штатах это вполне жизненный процесс: адвокаты, слушания, споры, опека. Глядя на “Брачную историю”, у вас родится представление о том, насколько мерзким может быть судебное разбирательство. Но это вынужденная мера в американских случаях и только так можно увидеть всю подноготную этого процесса.
Записки театрального режиссера
Чарли ставит пьесы, а Николь является ведущей актрисой. В одной из первых сцен Чарли зачитывает свои комментарии о выступлении жены, занесенные в блокнот. Предполагается, что это будет конструктивная критика, но учитывая, что их брак уже на пороге (супруги не делят одну кровать и готовятся ко встрече с юристами), героиня приняла это довольно тяжело.
Бывают моменты, когда наши собственные партнеры критикуют наши действия. Удивительно, что они могут быть точными и правдивыми, но сами слова могут жалить, особенно, когда вы не настроены морально и не ждете в данный момент подобного признания в ваших минусах. В описываемой сцене записи Чарли можно рассматривать, как отражение неуверенности Николь и ее мысли о том, что в ней самой так не хватает ее супругу.
Любовь или выгода?
При разговоре со своим адвокатом, которую сыграла Лора Дерн, Николь произносит такую фразу: “Я даже не знала, какой у меня был вкус, потому что никогда не было потребности его проявлять”. Это означает, что Николь закрутила роман с первым встретившимся парнем, каким оказался Чарли, лишив себя права выбора. Определенное влияние оказывают их отношения в театре: он режиссер, она – его актриса. Это подтверждается и тем фактом, что, по сути, Николь увидела в муже возможность для карьерного роста. А будучи готовой к разводу, она испытывала острое желание выйти из-под контроля Чарли (как в театре, так и дома) и показать, что стать голливудской актрисой она может и без статуса “супруги режиссера”.
Авторы не случайно сделали супругов творческими людьми. Подобные случаи “актриса - режиссер” найдут свое отражение во многих реальных голливудских отношениях и заставят задать единственный вопрос: а были ли отношения искренними? В начале была любовь, а после родилась выгода – и такой вариант вполне возможен.
К сожалению, академики оказались не столь дружелюбны к “Брачной истории”, которой на “Золотом Глобусе” прочили успех. При шести номинациях картине досталась одна награда – и то, за блестящую (как всегда) игру Лоры Дерн.
Влияние на окружающих
Давайте признаемся, что расставания в целом – отвратительная вещь, которая в большинстве своем делает, к сожалению, вчерашних любовников врагами. В случае наших героев эпитет “враги” все же не совсем уместен. Мы видим, как они хотят сохранить отношения ради ребенка, как Чарли переживает, когда их маленький сынишка выбирает маму, а не его. Но расставание часто затрагивает людей вокруг – семью, друзей, родственников. Даже мать Николь, зная о грядущем разводе, пытается вести себя с зятем как прежде, не стесняясь шуток и объятий.
“Брачная история” в основном показывает, как семья Николь пытается сохранить дружбу с Чарли во время бракоразводного процесса и даже после, и как их сыну Генри приходится столкнуться с расставанием родителей. Авторы давят на больное, используя детей, подумаете вы? Нет, они просто хотят напомнить, как развод влияет на всех.
За этим трудно наблюдать, потому что Генри постоянно говорит отцу, что не хочет возвращаться с ним в Нью-Йорк. Также грустно видеть, как супруги готовятся к борьбе за опеку над сыном в суде, и как ведут эту борьбу вне его стен.
“Кричащая” сцена, которая ранит
Именно эта сцена помогает узнать, почему супруги обижены друг на друга. Они словно заражаются отравляющим газом и выпрыскивают его друг на друга. А именно предъявляют взаимные претензии, вспоминают отдельные детали знакомства, свадьбы, совместного проживания. С одной стороны, подобные моменты помогают высвободить те мысли, которые мы долго храним в себе и по каким-то причинам – стеснение, страх, неуверенность – боимся произнести в нужный момент.
Это могло помочь тогда, но вряд ли поможет сейчас. Эту сцену сложно описать в деталях, ее нужно смотреть – Йоханссон и Драйвер отлично показали весь гнев, который уже сложно сдерживать. С другой стороны, когда один желает смерти другому, пусть это и было сказано “на эмоциях”, это верный знак зарубить попытки что-то спасти и расстаться навсегда.
Еще можно быть в хороших отношениях?
Иногда нужно “выпустить пар”, чтобы взглянуть на своего партнера и прожитую жизнь по-другому. И дать себе второй шанс. Но это не работает для “всех бывших”. К счастью (и это, пожалуй, основной плюс фильма), “Брачная история” показывает, что Чарли и Николь все еще остаются друзьями после развода.
К концу фильма Чарли присоединяется к Генри, Николь, ее семье и ее новому парню. Больше не надо драться и кричать, а можно существовать вот такой “гражданской семьей” ради своего сына. Финальная сцена тоже говорит о многом: Николь помогает Чарли завязать шнурки, а потом прощается. Просто и свободно.
Ремейк реальных отношений
“Брачная история” для многих может показаться картиной, которую мы “где-то видели”. По сути, мы не найдем ничего нового. Кроме живой, честной, пронзительной жизни – реальной жизни, а не надуманной сценаристами, которая предстает в совершенно необычном и потрясающем формате – в виде диалогов. Это единственное, что нужно нам, как и единственное оружие режиссера и актеров – диалоги, включающие такие необходимые и важные фразы, которые должны быть высказаны. Фильм напрочь лишен “активных” сцен, поскольку только разговорами Драйвер и Йоханссон изнуряют себя изнутри и так самозабвенно доказывают свою правоту.
Обоюдная месть
Вместе с тем, мы задаем вопрос – а действительно ли существовала Семья? Или все началось с романа, а переросло в “обычные” отношения? Потому что на фоне всех событий и эмоциональных перепалок мы понимаем, что каждый из супругов увлечен собой. Как актриса, Николь умеет манипулировать и мужем, и ребенком, а выстраивать невероятную защиту в суде – как хладнокровная женщина.
Если на начальных этапах существовала страсть, то теперь зрителю отчетливо видна противоположность супругов. В качестве простого сравнения режиссер сопоставляет западное и восточное побережье. В то время как Николь мечтала о карьере в Лос-Анджелесе, но вынужденно жила в холодном Нью-Йорке, этот самый мрачный Нью-Йорк Чарли воспринимал частью своего мира, противясь солнечной стороне города кино, который мог забрать у него супругу.