Сборщики бразильских орехов, землевладельцы и операторы экотуризма объединяют усилия в рамках инновационной программы по спасению орлов-гарпий | Nastroy.net

18.09.2020 22:18

Орлы-гарпии обитают в тропических лесах Амазонки. Это крупные птицы, прирожденные хищники, которые часто становятся жертвами браконьеров и местных землевладельцев, боящихся за сохранность своей живности. Орлы-гарпии погибают и из-за массовой вырубки лесов, необходимой для разведения скота. Сохранением вида сегодня занимается биолог-энтузиаст Эвертон Миранда. Он приехал в Бразилию, чтобы объединить усилия сборщиков орехов, землевладельцев и работников экотуризма, пытающихся спасти этих величественных птиц.

Гарпии - одни из крупнейших орлов в мире

Орлы-гарпии - это величественные и очень красивые птицы. Их выделяют крупные тела, покрытые гладкими и монохромными перьями. У них свирепые глаза и мощные когти, способные схватить и удержать даже самого крупного ленивца. Из-за их красоты за орлами-гарпиями охотятся птицеловы. Это одни из самых крупных птиц в мире. Вес самки может достигать 24 кг, поэтому внешне они напоминают фантастических существ.

Орлы-гарпии - это высшие хищники. Они играют определяющую роль в экологии тропических лесов Бразилии. Птицы контролируют популяции наземных хищных видов. "Если мы добьемся сохранения орлов-гарпий, мы спасем все биоразнообразие Бразилии", - утверждает Эвертон Миранда, который основал некоммерческую природоохранную организацию, занимающуюся спасением этого вымирающего вида птиц.

Никто не знает, сколько особей осталось в дикой природе

Ситуация осложняется тем, что нельзя взять и пересчитать гарпий, обитающих в дикой природе. Но ученые точно знают, что они вымирают. Раньше гарпии обитали по всей Южной Америке, но сегодня их ареал сократился примерно на 40%. Орлов теперь можно встретить только на территории лесов Амазонки. Их вымиранию способствует вырубка джунглей.

Эвертон Миранда пытается спасти этих редких птиц, посвящая все свое время поиску их гнезд. Он уверен, что без должных усилий по сохранению вида уже через 5-10 лет птицы скоро полностью вымрут. Но Эвертон верит, что их еще можно спасти, замедлив вырубку леса. А для этого надо показать бразильцам, что его сохранение намного выгоднее, чем уничтожение деревьев. Поэтому Миранда сегодня настроен на диалог с местными землевладельцами и призывает их не лишать гарпий их среды обитания.

Поиск гнезд помогает защитить их от браконьеров

Подсчитать количество взрослых особей сегодня невозможно. Но их приблизительное количество можно оценить по имеющимся гнездам. Орлы-гарпии живут не один десяток лет. Они выбирают себе пару на всю жизнь и гнездятся на одном и том же месте. Когда Эвертон находит гнездо, он устанавливает на нем датчик GPS. Это помогает ему составить карту, показывающую, где преимущественно гнездятся гарпии.

Чаще всего птицы селятся на высоких деревьях, где растут бразильские орехи. У них достаточно крепкие ветки, выдерживающие немалую массу гнезда. Когда Эвертон его обнаруживает, первым делом он осматривает его. По внешнему виду гнезда можно определить, обитаемо ли оно. Птиц иногда привлекают и серией звуков, имитирующих голос птенца. Если гнездо обитаемо, за ним устанавливают слежку.

Важно отследить, чтобы гнездо не было разграблено. Гарпии высиживают по одному птенцу за раз. В гнезде он проводит более трех лет и только потом учится летать.

Многие жители думают, что орлы-гарпии уже вымерли

Сегодня орлы-гарпии встречаются крайне редко. Когда Эвертон приехал в Бразилию, местные жители заявляли ему, что эти птицы уже вымерли. Чтобы проверить это, Миранда обосновался в старой исследовательской станции, расположенной неподалеку от города Альта-Флореста. Его жители в большинстве своем занимаются выращиванием крупного рогатого скота.

Для начала исследования Эвертон начал искать гнезда. Первое из них он нашел всего в 50 км от города. Это воодушевило его, и Миранда рассчитывал отыскивать по 2-3 гнезда каждый месяц. Но затем его поиски застопорились. За последующие три месяца он так и не смог найти ни одного гнезда. Поэтому мужчина обратился за помощью к местным жителям.

Он стал расклеивать объявления, предлагая деньги волонтерам. На его просьбу о помощи откликнулись сборщики бразильских орехов. Их работа заключается в прочесывании тропических лесов. Поэтому по пути им иногда попадаются гнезда.

Сборщики орехов помогают искать гнезда

Сборщики орехов стали спасением для миссии Эвертона. В одиночку он не мог прочесывать весь периметр тропических лесов. Волонтеров, готовых помогать ему бесплатно, было немного. Сборщики же могли совмещать поиск гнезд со своей основной работой.

Эвертон научил их обращать внимание на лесную подстилку. По ней можно определить наличие гнезда на дереве. Также он создал группу в социальных сетях, куда сборщики отправляют данные о местоположении гарпий. На данный момент сборщики орехов помогли найти уже 34 гнезда.

Кампания, призывающая защитить вымирающий вид

Эвертон также запустил кампанию в СМИ, которая призывает больше рассказывать людям об орлах-гарпиях. Это должно сократить количество целенаправленных убийств взрослых птиц. Они погибают от рук землевладельцев - по последним отсчетам, за последние 2 года те убили не менее 180 особей.

При этом делают они это не с целью наживы, а из любопытства. Землевладельцы признаются, что никогда не видели таких гигантских орлов и просто хотели поближе их посмотреть. Увы, убийство - это единственный способ сделать это.

К счастью, большинство землевладельцев сожалеют о гибели птиц, когда узнают, что они массово вымирают. Поэтому Эвертон так много внимания уделяет просветительской работе. Землевладельцы теперь знают, как редко встречают орлы-гарпии, и больше их не убивают. Некоторые из них, наоборот, помогают Эвертону. Недавно они даже отыскали двух птенцов гарпий и передали их ученому.

Туризм как способ предотвратить вырубку тропических лесов

Но хуже всего дела обстоят с вырубкой лесов. Джунгли сегодня массово вычищают, чтобы формировать пастбища для крупного рогатого скота. Его разведение - это основной источник дохода в регионе. Поэтому Эвертон ищет альтернативные пути заработка. Ими могут стать сбор орехов или разведение рыбы. По предварительным подсчетам, они приносят больше прибыли, чем животноводство.

Туризм - это еще одна рабочая альтернатива, правда, пока еще не до конца развитая. В 2016 году Эвертону удалось заключить контракт с компанией, проводящей высококлассные фотосафари по всей Южной Америке. Если туристы будут приезжать к ним в регион, чтобы посмотреть на орлов, леса больше не нужно будет вырубать для заработка. Это рабочая практика сохранения редких видов. Всего десятилетие назад так были спасены бразильские ягуары. Они жили в водно-болотном угодье Бразилии, которое массово вырубали. Но уничтожение леса прекратилось, когда в регион хлынули экотуристы.

Людям платят за наблюдение за орлами-гарпиями

Денежное поощрение - еще один способ сохранения орлов. Эвертон платит землевладельцам, которые наблюдают за теми гнездами, где рождается птенец. Его компания нанимает строителей для возведения смотровых башен. Они предназначены для туристов, которые хотят посмотреть на птенцов. За каждого посетителя землевладельцы получают по 20 долларов. Другие люди зарабатывают на обслуживании туристов. Все это способствует развитию экономики региона.

Пока туристы появляются здесь нечасто. Но уже в следующем году Эвертон надеется, что привлекать около 700 человек для наблюдения за гнездами. Миранда не собирается сдаваться, продолжая борьбу за сохранение вида. В 2021 году он планирует открыть институт хищников, который будет заниматься изучением орлов-гарпий и других крупных птиц региона.

Источник