Сделать невидимое видимым : как русский и голландец сделали уникальные фотографии Арктики | Nastroy.net

02.06.2019 02:41

«Конец света», «место, где не восходит солнце». Все эти говорящие названия описывают Арктику, Заполярье. Это место поражает воображение: от деревень, где дома выстроены из китовых костей, до покоящихся в земле старинных бивней мамонтов, которые так привлекают охотников за сокровищами в 21 веке.

Проект

Для проекта «Арктика: Новые границы» фотографы Юрий Козырев и Кадир Ван Логюйзен совершили путешествие по самой северной части Земли, задокументировав жизнь Сибири, Шпицбергена, Гренландии, Канады и Аляски. «Мы решили составить свою историю. Кадир исследовал Арктику западного полушария, а я – российскую», - объяснил Козырев.

В 2018 году они одновременно начали свою двойную экспедицию по Заполярью. В результате у них получилось сделать уникальные фото, которые были опубликованы в новой книге.

Две Арктики

«Это история не только о природе, температуре и климате», - говорит Козырев. Он совершил путешествие по российским арктическим портам. В частности, он фотографировал кадетов в Нахимовском морском училище в Мурманске. Оно получило название в честь прославленного российского адмирала 19 века Павла Нахимова. За последние пять лет, сообщил фотограф, уже восемь таких училищ было учреждено в России.

«Это клише – изображать российских детей в военной форме. Это явное преувеличение, что всех русских ребят готовят к войне. Но эта школа особенная, таких мало, – отмечает Козырев. – Мурманск – это город моряков, так что неудивительно, что здесь есть такого рода училище».

Военный интерес

Обоих фотографов заинтересовал вопрос милитаризации Арктики. «В районе Аляски, Канады и Норвегии я плавал с береговой охраной. В случае с Норвегией и США она является часть флота», - рассказывает Ван Логюйзен. Голландский фотограф запечатлен милитаризацию очень детально, например, засняв, как канадская армия учится заводить снегоходы при минусовых температурах, когда топливо замерзает.

«Это серьезный вопрос, кто контролирует Арктику. В Антарктике, например, действует международное соглашение, но здесь другой случай. Разница в том, что Антарктика – земля, а вот Арктика – это по большей части замерзшее море, - говорит он. – Обычно законы касаются территориальных вод, а за их пределами воды становятся международными. Но Арктики это, кажется, не касается… Границы здесь не такие как на суше. Это лотерея. Мы никогда не обращали на Арктику особенного внимания, а сейчас спохватились, осознав ее ресурсы».

Невидимое становится видимым

«Арктика: Новые границы» открывает для нас то, что для большинства обычно незримо, от военных баз до нефте- и газопроводов. Этот проект также показывает, как эти объекты влияют на жизнь местного коренного населения. Козырев путешествовал с ненцами – крупнейшей этнической группой Сибири на полуострове Ямал. Его фотографии показывают, как на людей влияют климатические изменения.

«Каждый год они переправляют своих оленей с юга на север. Обычно мы летом едем на юг, а они уводят животных на север, к океану, - рассказывает Козырев. – Это путешествие на расстояние более тысячи километров. Поскольку лед тает, становится сложнее двигаться. У них много проблем в пути».

Оленеводы

В марте 2018-го фотограф снимал одну семью кочевников, а затем договорился вновь с ними встретиться спустя несколько месяцев, но уже на севере полуострова Ямал, неподалеку от местного газового месторождения.

«В июне мы должны были его преодолеть. «Газпром» построил мостики над трубами газопроводов, поэтому олени могут без проблем преодолеть их, - объясняет фотограф. – Я думал, это будет интересно… Но они так и не добрались сюда из-за климатических изменений! Их олени застряли посреди полуострова». Впервые в ненецкой истории народ не сумел совершить свою ежегодную миграцию.

Ван Логюйзен тоже фотографировал коренное население, на которое влияют климатические изменения, в том числе, эскимосов, живущих в деревне на Аляске, которая может оказаться затоплена к 2025 году. Еще он снимал народы, традиционно занимающиеся китобойным промыслом.

Он понял, как повышение температур влияет на выживание. «Проблема в том, что лед очень рано тает в океане, а появляется, наоборот, поздно. Из-за этого они не могут охотиться», - рассказывает он.

Другой взгляд на климат

Однако для коренных народов глобальное потепление – не то же, что для нас. Согласно Козыреву, у ненцев «нет выражения «изменение климата»: любые явления – это часть природы, в которой они живут. Что бы ни происходило в природе, у них на все есть свое объяснение. Природа – их религия, у них другое понимание».

Он продолжает: «Раньше они знали, что могут остаться рядом с озером до середины июня или могут пересечь замерзшую реку в октябре, перемещаясь на юг. Но сегодня все иначе. Озеро исчезло; реки больше не замерзают до самого декабря. Им приходится приспосабливать свою рутину под эти перемены».

Ямал – не только родина ненцев. Это еще и будущий центр Северного морского пути – маршрута, который позволит кораблям добираться от Европы до Азии за 15 дней вместо 30 (когда нет льда). Козырев путешествовал на контейнеровозе «Мончегорск». Он также фотографировал ледоход «Балтика» в порту Обской губы, построенном в 700 километрах от газопровода. Как сообщает фотограф, ямальский газ и нефть теперь «впервые в истории российской энергоиндустрии доставляются морем».

Развитие Севера

Фотограф и сам вырос на Ямале. Вернувшись туда, он был удивлен темпом происходящих перемен и назвал их «важным развитием». Арктика, отмечает он, имеет особенное значение для России. «Это огромная часть российской территории. Люди жили здесь с давних времен, а когда распался Советский Союз, эта местность была заброшена: многие поселения опустели, люди перебрались западнее. Но сегодня они возвращаются, военные базы тоже, открывают заново старые порты и строят новые, вырастают предприятия».

Это поразило и Ван Логюйзена. «Я понял, насколько российская Арктика развита по сравнению с западной, - говорит он. – Ни на Аляске, ни в Канаде нет глубоководных портов – а в России их множество… В советское время Арктика была единственным путем к океану, поэтому она активно развивалась. И сейчас Запад пытается наверстать упущенное».

Повод задуматься

Он верит, что их совместный фотопроект с Козыревым встряхнет людей. «Для многих станет сюрпризом то, как быстро тают льды и какой эффект это явление имеет для всей планеты. Мы привыкли считать, что север слишком далеко, если лед и растает, то ничего страшного, да и кораблям будет проще плавать, так чего же беспокоиться? Но по сути это наш кондиционер, так что эффект проявится очень сильно. Жар солнца отражается льдами. Но когда льда не станет, тепло начнет поглощаться океаном и температура взлетит».

Климатические изменения неразрывно связаны с геополитикой. «Когда лед исчезнет, то, посмотрев с высоты, вы заметите, как близко на самом деле все страны находятся друг к другу, - отмечает Ван Логюйзен. – Неизвестно, кто как себя поведет в дальнейшем, так что это повод для беспокойства. Есть сейчас действительно устанавливаются новые границы, то где они?».

Источник