Есть в мире страна, непохожая вообще ни на одну другую. Это КНДР. Одни её дико хейтят, другие, наоборот, чуть ли не фапают. Как к ней относиться — личное дело каждого. Но абсолютно точно Северная Корея — совершенно уникальное место даже с исторической точки зрения. Такой «консервации» такого количества людей ещё никогда не было. Однажды и, вероятно, довольно скоро её не станет, во всяком случае в нынешнем виде. И это довольно веский повод посетить Корею.
1. Одна страна — два пути
Сейчас в мире две Кореи, и обе по-своему уникальны. Одна сделала невероятный технологичный скачок: Hyundai, Samsung, LG, профессиональные киберспортсмены — всё это Южная, или Республика Корея. Вторая Корея — Северная, или Корейская Народно-Демократическая Республика, и там всё совсем по-другому. Никаких международных компаний, так как почти всем рынком рулит государство в лице Трудовой партии Кореи. Ресурсы фармят не на картах в Starcraft и не в MMORPG, а в урановых рудниках, кирками. Сегодня это два разных мира, которые некогда были одним целым. Поэтому немного истории.
Официально Корея считает датой основания 2333 год до нашей эры. Тангун — сын небожителя и медведицы, обратившейся в женщину, — основал первое государство Чосон. Обычное дело для Азии — у Китая история начинается примерно с таких же событий. Современные границы сформировались в X веке нашей эры, и это государство называлось Корё (уже ближе к делу, так сказать). Потом происходили классические процессы: войны, перевороты, раздробленность, захваты и борьба за независимость.
Перенесёмся к точке раздела Кореи. Шёл 1945 год. Япония, захватившая Корею, получила знатных люлей: с одной стороны, американские атомные бомбы мира и свободы, с другой — советские штыки, с равенством и братством. Так как Японскую империю били вместе, её бывшую колонию решили поделить по-честному, то есть по 38-й параллели, почти пополам.
Невероятно, но факт. Изначальная стартовая позиция Северной Кореи была лучше: большая часть промышленности находилась на Севере, советские специалисты кое-как организовали медицинские и образовательные учреждения, да и в целом нехило помогали деньгами. В первые годы после разделения беженцы шли с Юга на Север, да и в самой Республике Корея (Юг) было довольно много сторонников коммунизма. Их, кстати, беспощадно давили. Это сейчас мы знаем Республику как нечто няшное, мягкое и пушистое. Родилась она со звериным оскалом и без всякой демократии. За симпатию к коммунизму натурально репрессировали, вплоть до смертной казни. Некоторые узники совести пробыли в застенках по 30–40 лет и только в конце нулевых были отправлены на Север. Впрочем, северяне не ответили взаимностью. Скорее всего, никто из пленных южан просто не дожил до того времени.
Прошло пять лет после разделения, и началась война, унесшая жизни примерно миллиона человек. Почему примерно? Да потому что Корея — ничего тут точно неизвестно. Продлилась война с 1950 по 1953, но это в теории. На самом деле официально об окончании войны не объявила ни одна из сторон, и локальные стычки происходили регулярно. Например, Каннынский инцидент, произошедший в 1996 году. Подводная лодка КНДР высадила диверсионную группу на территории Юга. Вроде как то была вынужденная высадка, якобы лодка села на мель, но что она там делала вообще? В результате инцидента погибли все члены экипажа и все члены диверсионной группы, кроме одного. Юг потерял 16 бойцов и 8 гражданских, почти полтора месяца диверсионная группа гуляла по Республике Корея.
2. Осколок Советского Союза
Северная Корея является воплощением диктатуры: власть передаётся по наследству, в стране одна правящая партия, хотя есть ещё две — абсолютно марионеточных и ничего из себя не представляющих. Если интересно — вот их названия: Партия молодых друзей небесного пути, Социал-демократическая партия Кореи и правящая Трудовая партия Кореи. Кстати, обе Кореи сходятся во мнении, что страна едина и не может быть поделена, однако будущее видят они по-разному. На последних Олимпийских играх выступала единая корейская команда под общим флагом объединённой Кореи.
КНДР нельзя назвать страной третьего мира — её отставание носит искусственный характер. Простой пример: Северная Корея является космической сверхдержавой. Такой статус означает, что у страны есть собственные космические аппараты / спутники, собственные средства доставки на орбиту и собственный космодром. Всё это есть на Севере. А знаешь, сколько таких стран в мире? Девять, всего девять таких. Кроме этого, у Кореи есть ядерное оружие. Неясно, сколько и какого уровня, но оно точно есть, предположительно от 10 до 30 боеголовок. Северная Корея в промышленных масштабах майнила биткоины, создала копию станка из знаменитого Федерального резерва и печатала поддельные доллары высочайшего качества. Это был один из важных пунктов пополнения бюджета страны. А почему нет? Такие вот контрсанкции. Вроде справедливо.
Ещё в КНДР есть нечто вроде системы ГУЛАГ. Естественно, это отрицается официальным Пхеньяном, но так и СССР отрицал политические репрессии. Как всё это дело работает — не знает никто. Какие-то крохи информации просачиваются от перебежчиков, что-то становится известно благодаря спутниковым снимкам и агентурной сети. Со слов отечественного корееведа Андрея Ланькова, все лагеря делятся на два типа. Одни — для простых преступников, они называются «районы действия постановления No.149». Судя по всему, это районы для спецпереселенцев. Грубо говоря, если человек накосячил, то его отправляют куда подальше в горы. Ему приходится лес валить и руду копать — другой работы нет. Покинуть такие районы нельзя до истечения срока перевоспитания. После срока действует правило 23-х километров: бывший заключённый не имеет права селиться вблизи крупных городов — на расстоянии менее 23-х километров. В реалиях Северной Кореи это означает, что там в горах, в районах действия постановления, он и останется.
Для политических заключённых более жесткие условия — такие лагеря называются «особые районы объектов диктатуры». Просто произнеси это название вслух, осмысли его. Это особые районы тоже делятся на две подгруппы. Если упростить — есть те, откуда человек может выйти по истечении срока, а есть такие, откуда человек уже никогда не выйдет.
Концлагеря представляют собой довольно большие охраняемые территории в глуши, обычно между гор. Если верить докладам ООН, то в них содержится около 200 тысяч человек. Эти лагеря можно найти на Google-картах — качество снимков так себе, но действительно можно разглядеть ограды, вышки для охраны, большие бараки, и находится всё это дело у чёрта на куличках. Если интересно, можешь прочитать книгу или прослушать её в аудиозаписи — называется «Побег из лагеря смерти». Автор — перебежчик из КНДР — утверждает, что родился в таком лагере, и описывает просто адские вещи. Либо напиши в комментариях, что хотел бы прочитать об этом небольшую статью здесь.
3. Курс на перестройку
Последние несколько лет очевиден курс на интеграцию в мировую систему. Однако это возможно только при условии, если мир примет КНДР такой, какая она есть. То есть с ядерным оружием, диктатурой и прочими загонами. Во всяком случае, от ядерного оружия эти ребята никогда и ни за что не откажутся. Они кору и траву есть будут, но бомбы не отдадут. Кстати, геополитики всех мастей обожают рассуждать о независимых странах: типа вот те прогнулись, эти продались, и всё такое. В итоге картина мира у этих экспертов состоит из России, США и Китая. Все остальные, по их мнению, так или иначе находятся под кем-то. Но что же КНДР? Однозначно полностью независимое государство. Какой ценой? Очень дорогой. Возможно, смертельно дорогой. Но сейчас Северная Корея — одна из действительно и полностью независимых стран.
КНДР меняется медленно, но изменения заметны. Границы потихоньку открываются. Сейчас есть несколько официальных туристических фирм и несколько видов туров — от «просто посмотреть Пхеньян» до горных или морских курортов. Кстати о курортах и коммунизме. Есть у них морской курорт — город Вонсан, и есть к нему автострада из столицы. Так вот, она платная. Страна вроде народная, дорогу вроде строил народ, коммунизм и всё такое, но за проезд — плати. Какой-то неправильный коммунизм опять — несите новый.
В Корее наступает эра частного предпринимательства. Тоже звучит странно, но всё довольно сложно. Нельзя просто открыть ИП и стать бизнесменом, но можно договориться с чиновниками и открыть какую-то кафешку или парикмахерскую. По документам она будет принадлежать государству, но по факту — будет частной. За это, конечно, придётся платить налог, неофициальный. Об этой системе известно всем, и она поощряется руководством страны. Так же как и «чёрные рынки», на которых можно приобрести импорт. Прямо как у нас в конце 80-х: джинсы, конечно, ещё не дошли, но диски с фильмами и даже флешки с играми уже достать можно.
Можно сделать вывод, что государство готовится перейти на китайскую систему, а пока просто наблюдает. Пусть народ хоть чем-то занимается, лишь бы с голоду не передохли.
Возможно, эти изменения спровоцировала попытка государственного переворота в 1995 году. Во время большого голода взбунтовался 6-й корпус Корейской народной армии. Корпус почти в полном составе с военной техникой двинулся к столице. Остальные части сохранили верность командованию. Всех командиров 6-го корпуса казнили, а сам корпус распустили. Но это не точно. Есть только косвенные подтверждения: корпус действительно перестал существовать, а некоторые командиры перестали появляться на военных парадах.
Перестройка и экономический рывок КНДР в интересах всей Кореи — без этого объединение невозможно. Вот смотри. Германия была разделена на две части; к концу 80-х уровень жизни между Западом и Востоком отличался в три раза, разрыв полностью не ликвидирован до сих пор. Разница в уровне жизни между двумя частями Кореи достигает 19–30 раз — некоторые специалисты вообще считают, что сравнивать невозможно. Северянин потребляет намного меньше всего, но это полбеды. Народ на Севере на несколько поколений отстал от Юга. То есть 25 миллионов человек живут в реалиях середины прошлого века. Это в лучшем случае. Нередки истории, когда перебежчики возвращаются в КНДР или сводят счеты с жизнью, несмотря на обеспечение социальным жильём и пособием. Люди просто не в состоянии влиться в современное общество, даже языки уже сильно отличаются. Грубо говоря, высококлассный инженер с Севера нафиг не нужен на Юге. Его навыки бесполезны, он даже половины слов в своей сфере не понимает. Буквально получается «из князи в грязи». Здесь клетка, но в ней ты высококлассный специалист; там свобода, но там ты чернорабочий.
Однажды режим КНДР падёт, как любая диктатура или монархия. Родится преемник с дефектами или просто вырастет вольнодумцем, получив образование за границей. Однако падение режима не означает объединение Кореи. Одна из причин уже озвучена — слишком серьёзный разрыв, и Юг не потянет 25 миллионов практически бесполезных людей и половину страны без нормальной инфраструктуры.
Есть и другая причина: никому в мире не выгодно объединение Кореи. Прикинь, Юг очень круто развит экономически, имеет корпорации международного уровня, имеет позитивный образ на международной арене; Север имеет ядерное оружие, космическую программу и почти бесплатную рабочую силу. Если объединить — со временем может получиться региональная сверхдержава.