Резиновые сабо, медицинские тапочки, меховые сапоги из овчины - мы не знаем, о чем думать, даже видя название бренда. Мода на некрасивую обувь стала неизбежной. Но почему же она так популярна, раз она некрасива?
Необычно выглядящая обувь была всегда, но в последние годы энтузиазм по поводу "уродливой" обуви впечатляюще вырос, и почти каждый год появляется новая модель, которая сметает обувную моду. Но почему нас привлекает эта обувь, если она "уродливая"? И вообще, как обувь может стать популярной только потому, что она некрасива? Почему покупатели "ведутся" на рекламные лозунги?
Предшественники "уродливых" туфель
Когда Balenciaga выпустила кроссовки Triple S в 2017 году, мир взревел от их грубого, неуклюжего вида. Дизайн их был навязчивым и некрасивым. Тем не менее дизайнер был идеально рассчитан, обувь прекрасно отражала тенденции, основанные на эстетике восьмидесятых и девяностых годов, и Демна Гвасалия (дизайнер) создал новую гротескную версию различных стилей спортивной обуви. Результат оттолкнул всех, но доходы модного дома стремительно росли: в 2017 году Balenciaga был самым востребованным люксовым брендом, а обувь по сей день остается их самым продаваемым продуктом.
Но туфли необычного вида появились довольно давно. Все мы знаем, что в 13-м веке все ходили в ботинках с очень длинными носами, а туфли на платформе могли многое рассказать о венецианских женщинах 16-го века.
Однако эксцентричная обувь Средневековья, хотя иногда и откровенно сакраментальная, была явным признаком благополучия. Это была роскошь, привилегия правящей элиты, и не было никого, кто мог бы сделать громкое замечание об этом.
Веяния 20-го века произвели революцию и социальные изменения, явно повлиявшие на одежду. Человек стал более свободным, чем когда-либо, возможности стали неограниченными, и действительно есть из чего выбирать. Так много вещей, что трудно стало найти что-то действительно уникальное. По словам психолога, доктора Орсоли Антал, «уродливая обувь выражает своего рода стремление к свободе для своих владельцев».
Действительно "уродливые" туфли
Тенденция действительно некрасивой обуви возникла в 2000-х годах с австралийских неуклюжих ботинок - угг. Более воздушное решение было предложено компанией Crocs, выпустившей в 2002 году маленькую пластиковую обувь, легкую, удобную и не промокающую – резиновые сабо. И посмотрите, что случилось. Все стали ходить в этих шлепанцах, предварительно подписав инициалы владельца, чтобы случайно не перепутать обувь у бассейна.
Когда модельеры заметили "уродливость" обуви, это сразу же становилось крутыми вещами, которые занимали верхние строчки в их списках must-have.
Так что в случае с некрасивой обувью важен фактор крутизны, он исходит из более высокого уровня мира моды. Ярким примером этого является случай Birkenstock, когда модный дом Céline в 2013 году стряхнул пыль с образа тапочек и отправил своих моделей на подиумы в пушистой версии. Коллекция была настолько поразительной, что сразу все захотели ходить в этом стиле, а некоторые покупают подобную обувь до сих пор, хотя скучная эстетика тапочек не выходила за рамки, они выглядят так же, как в шестидесятые годы.
Причина привлекательности "уродливой" обуви
С точки зрения моды не имеет значения, насколько она "уродлива". Чтобы тенденции изменились, есть что-то, существование чего будет неизменно: даже если вам скажут, что это некрасиво, но это будет модным, - этого достаточно. В противном случае «некрасивый» может стать синонимом эксцентричного, экстравагантного, скандал только сделает обувь более востребованной, а ее владельца более «крутым». Тем не менее Дэвид Кахан, генеральный директор Birkenstock, задал своей аудитории интересный вопрос в 2017 году, когда его бренд был выбран брендом года на премии Footwear News Achievement Awards: «Почему красивая обувь должна быть туфлями на шпильке? Почему вьетнамки так легко приобретают ярлык "уродливости"?»
В наши дни, когда стандарты красоты так сильно меняются и наконец становятся более разнообразными, судить о том, что красиво, успеет ли "уродливое" прилагательное приобрести новое значение? Поразительно, что все мы видим вещи по-разному. Тем не менее это должен быть своего рода общепринятый общественный вкус, общий стандарт, уровень изысканности, к которому не грех стремиться. Но разве это правильно?