Механические швейные машинки марки «Зингер» стали одним из символов уходящей эпохи. Прилежной хозяйке без нее было как без рук. Во времена тотального дефицита и отсутствия широкого ассортимента с ее помощью можно было за пару вечеров пошить себе и близким модный наряд на зависть соседям и подружкам. А в начале 1990 годов среди коллекционеров началась настоящая охота за «трофейными» экземплярами Singer первых серий.
Воспоминания из детства
В детстве я спешил за тридевять земель на деревню к бабушке, чтобы покрутить таинственный механизм. Это была большая, то ли чугунная, то ли стальная конструкция. Внизу находилась подножка-педаль, от нее на огромное колесо шел ременный привод, и с помощью хитрого устройства вращение передавалось на… швейную машинку. Честно говоря, не помню ее название. Зато помню полумагические ощущения от ее работы.
Мы, детвора, так и норовили помучить механизм, а бабушка стойко охраняла свое сокровище. И на то были причины. Подобные машинки разных конструкций были во многих советских семьях. Но самыми распространенными являлись, безусловно, трудяги «Зингер». Как, скажите, одевать детей было в сельской местности, когда до ближайшего магазина или рынка десятки, а то и сотни километров пути? А вот кусок добротной ткани приобрести можно было впрок.
История успеха Singer
В Советском Союзе, да и в дореволюционный период, «Зингер» был синонимом швейной машинки. Удивительно, как название марки еще не стало именем нарицательным.
Первые механические устройства, позволявшие делать стежок и сшивать куски тканей друг с другом, появились еще в середине XVIII века. Однако потребовалось еще одно столетие эволюции для рождения классической ручной швейной машинки (РШМ). В 1851 году в американском штате Теннесси была основана компания Singer Corporation, сделавшая ставку на производство швейных механизмов.
Благодаря высокому качеству и заботе об эстетике устройства стали очень популярны в мире. Однако заводы находились далеко от массового потребителя Европы и Азии. Тогда руководству пришла здравая идея продавать франшизу – права на производство третьим лицам под брендом «Зингер».
Подольская фабрика
Женщины Российской империи славились как трудолюбивые рукодельницы и мастерицы. К началу XX столетия прялки сменили швейные машинки. Однако достать их было проблематично из-за высокой стоимости, порожденной дефицитом. Выход был очевиден – наладить их выпуск в стране. Благо заокеанская компания Singer Corporation всячески способствовала налаживанию дела.
В качестве промышленной площадки выбрали подмосковный Подольск. Во-первых, в городе с населением 5000 человек было достаточно трудовых ресурсов, во-вторых, здесь проходила железная дорога, в-третьих, арендная ставка на землю была небольшой.
Закипела работа, на пустыре выросли цеха. Всего за 10 лет (начиная с 1900) марка «Зингер» стала доминирующей в России. Секрет скрывался в качестве продукции и более доступной стоимости, чем у конкурентов. Промышленники со знанием дела подошли к процессу, сохранив фирменные технологии изготовления и изящный дизайн. 1914-й финансовый год был закрыт с рекордным оборотом в 63,5 миллиона царских рублей.
РШМ марки «Зингер» благодаря отлаженной логистике и стратегическому положению в сердце страны поставлялись во все регионы огромной империи. Караваны изделий отправлялись в том числе в Среднюю Азию, Персию (Иран) и даже далекий Китай. Работала схема предзаказов: клиенты готовы были месяцами ждать доставку изделий. Современные компании о таком ажиотаже могут только мечтать.
Подольский завод швейных машин являлся одним из крупнейших налогоплательщиков казны. Для демонстрации своего статуса акционерное общество «Зингер и Ко» отстроило в центре Санкт-Петербурга, на Невском проспекте, изящное многоэтажное здание, богато декорированное скульптурными композициями и увенчанное панорамным шпилем. Здесь были внедрены такие диковинные технологии, как механизмы очищения крыши он снега и лифты. Сегодня в этом здании расположен головной офис социальной сети «ВКонтакте».
Советский период
Революция и последовавшая гражданская затормозили работу завода. Но к счастью, оборудование и цеха удалось отчасти сохранить. В 1923 году восстановленный Подольский механический завод возобновил производство швейных машинок. Они оставались такими же изящными и безупречно качественными. Впрочем, зачем было менять столь удачную конструкцию и дизайн?
Мечта антиквара
Стояли себе фирменные лакированные деревянные чемоданчики с «Зингерами» внутри под антресолями и горя не знали. Пока среди коллекционеров не прошел слушок, что руководство предприятия за большие деньги намерено выкупать машинки первых серий (с серийными номерами, начинающимися с единицы). Суммы озвучивались фантастические – от 30 000 долларов до 1 миллиона!
Антиквары и «перекупы» завалили объявлениями о скупке машинок «Зингер» все доски объявлений, обвешали рекламными листовками информационные стенды и фонарные столбы в городах и весях. Ездили по деревням, скупая драгоценные механизмы. На сегодняшний день ажиотаж спал. У кого-то остались целые склады швейных машин, которые оказались мало кому нужными. Озолотился ли кто-то из коллекционеров, я лично не знаю. Но все возможно.
Почему возник такой ажиотаж? По слухам, «Зингеры», выпускавшиеся в первой половине XX века, имели детали из палладия. Сегодня стоимость этого редкого металла превышает цену золота. Еще более невероятными были слухи о наличии в фирменных швейных иголках мистической «красной ртути».
У вас сохранился бабушкин антиквариат? Не торопитесь продавать! С годами его ценность только возрастает.