На юго-западе Перу, на стыке Анд и бассейна Амазонки, раскинулся Национальный парк Ману. Он знаменит не только своим обширным биоразнообразием. Ману - это родина цинхоны - дерева, из которого добывают хинин. На протяжении всей истории его использовали для лечения вирусных заболеваний. И сейчас часть ученых считает, что хинин может помочи при коронавирусе. Но массовая вырубка цинхоны привела к тому, что сегодня она считается вымирающим видом.
Первое лекарство от малярии, которое спасло жизни миллионов человек
На протяжении веков человечество страдало от малярии - болезни, которая в прошлом была смертельна. Ее переносят комары, поэтому избежать распространения недуга было крайне сложно. Известно, что вспышки малярии опустошали Римскую империю. Только в XX веке от нее умерло примерно 150-300 миллионов человек. И до сих пор ее распространение полностью не остановлено.
Средневековые врачи считали, что малярия переносится по воздуху. Но они не знали, как ее лечить, практиковали кровопускание и ампутацию конечностей. Только в XVII веке европейцы сумели обнаружить лекарство. И да, им стал именно хинин.
По легенде, его целебные свойства открыли в 1631 году. Тогда малярией заболела Чинчона - жена вице-короля Перу. Надежды на исцеление не было, поэтому ее муж решился на отчаянные меры: он дал ей смесь, приготовленную из коры андского дерева, гвоздики и листьев розы. И Чинчона вскоре поправилось, что раньше казалось невозможным.
О лекарственных свойствах хинина знали еще племена кечуа
Но эта легенда не до конца достоверна. Да, именно так европейцы узнали о полезных свойствах хинина. Но коренные племена Анд научились применять его намного раньше. Известно, что хинин был знаком народам кечуа, каньяри и чиму, которые в прошлом населяли территорию нынешних Перу, Боливии и Эквадора. Именно они познакомили европейцев с этим деревом. Коренные народы рассказали священникам-иезуитам, как готовить целебный порошок. Те, в свою очередь, стали повсеместно его применять. Именно поэтому в Европе его стали называть «порошком иезуитов», хотя не они изобрели это лекарство.
Повышенный спрос на хинин привел к массовой вырубке деревьев
Уже в 1640 годах целебный порошок стал известен во всей Европе. Иезуиты наладили торговые пути из Нового Света, зарабатывая огромные деньги на его продаже. Колонисты нанимали коренных жителей для поиска и вырубки цинхоны. Затем ее кору очищали и массово увозили в Европу. Анды вскоре стали называть «аптекой мира», но вырубка привела к быстрому исчезновению ценных деревьев.
С течением времени цинхона не теряла востребованности. Ее стали использовать повсеместно в XIX веке, когда началась эпоха колониальных войн. Хинин употребляли солдаты, так как в армии часто вспыхивали локальные эпидемии малярии. Без него стало практически невозможно побеждать в войнах, ведущихся в тропических широтах.
Плантации хининового дерева
Деревья, растущие в Андах, уже не могли полностью удовлетворить спрос на хинин. Первыми цинхону догадались выращивать британцы. В 1850 годах они высадили огромные плантации этих деревьев на юге Индии, где свирепствовала малярия. Добытый хинин поставляли в армию, но солдаты относились к нему с недоверием.
Тогда британцы придумали оригинальный ход: они стали добавлять порошок в джин-тоник. И таким образом они изобрели первый в мире тонизирующий напиток. Он не только защищал от малярии, но и помогал солдатам взбодриться.
Сегодня ученые считают, что употребление хинина с алкоголем не слишком хорошо защищало от малярии. Такое "лекарство" слишком быстро выводится из организма, поэтому его пришлось бы пить каждый час.
В качестве средства от малярии хинин был актуален вплоть до 1970-х. Тогда его вытеснил "Артемизинин" - промышленное лекарство, полученное из сладкой полыни. Однако наследие хинина нельзя недооценивать: на деньги, полученные от его продажи, были возведены многие города Нового Света.
Теперь цинхона признана исчезающим видом
Еще до открытия целебных свойств хинина цинхона не была широко распространенным деревом. Она росла исключительно в предгорье Анд. Поэтому многовековой спрос на кору хинного дерева привел к его исчезновению.
Для сравнения: в 1805 году в Андах исследователи обнаружили более 25 тысяч деревьев, растущих в естественной среде обитания. Сегодня на той же территории произрастает всего 29 цинхон.
Более того, вырубка хинных деревьев повлияла на их генетическую структуру. Содержание хинина в их коре сегодня в разы меньше, чем в XVII веке. Такой эволюцией цинхона пытается защитить себя от массовой вырубки.
Хинин как средство для лечения коронавируса
Хинин до сих пор не теряет своей актуальности. Недавно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) снова вспомнила об этом целебном порошке. Его синтетические модификации предложили использовать для лечения коронавируса. Сейчас проводятся исследования, выясняющие его безопасность для пациентов.
Конечно, хинин сегодня добывают не из деревьев. Порошок коры малоэффективен, намного выгоднее синтезировать это вещество в лабораториях. Но это на значит, что человечество может забыть о вымирающем виде деревьев. По мнению ученых, защита цинхоны от вырубки будет иметь решающее значение для открытия новых лекарств в будущем.
Но пока правительство Перу никак не защищает хинное дерево от исчезновения. Цинхону, растущую в Андах, сегодня охраняют только местные волонтерские организации. Они же планируют высадить новые плантации хинного дерева уже в 2021 году, приурочив это событие к двухсотлетию независимости Перу. Волонтеры надеются, что правительство поддержит их инициативу и запретит вырубку цинхоны на государственном уровне.