Когда человек ощущает себя прекрасно, доволен и радуется жизни, мы говорим, что он находится "на седьмом небе от счастья". Как известно, люди с древних времен имели представления о том, что загробная жизнь происходит на небесах, где души пребывают в вечном блаженстве. Именно с этим и ассоциируется рассматриваемая поговорка, в этом ее смысл. Но возникает вопрос: а почему речь идет о седьмом небе, ведь в Библии упоминается только три неба?
Связь с Аристотелем и Древним Вавилоном
В священном Писании говорится о том, что существует три неба. Первое из них - это "твердь", то есть воздушное пространство, с облаками, тучами, где летают птицы. Под вторым подразумевается межзвездное пространство, где располагаются звезды и другие космические объекты. И, третье, о котором мы не знаем, где оно находится - это место пребывания Бога. Откуда же тогда взялось "седьмое небо" в поговорке, значение которой близко к библейским представлениям?
По этому поводу существует следующая версия. У древнегреческого философа Аристотеля, жившего в IV в. до н. э., есть сочинение под названием "О небе". Там оно состоит из семи сфер, которые неподвижны и на которых крепятся планеты и звезды. И хотя теория Аристотеля впоследствии не подтвердилась, в Средние века она продолжала быть популярной.
В связи с этим образ был подхвачен поэтами и писателями, после чего и утвердился в сознании людей. Вероятно, что он оказал влияние и на представление о Царствии Небесном, которое неподвластно нашему разуму.
Что же касается числа "семь", то это один из древних символов: это число было священным еще в Древнем Вавилоне. Таким образом, в общественном сознании произошел синтез различных представлений, характерных для разных времен и верований.