Достойный пример для подражания!
Жанна Луиза Кальман — французская долгожительница, которая считается старейшим из когда-либо живших людей на Земле, чьи даты рождения и смерти документально подтверждены. Она установила мировой рекорд продолжительности жизни, прожив 122 года и 164 дня.
Жанна родилась и прожила всю свою долгую жизнь в маленьком городишке Арль, где и скончалась 4 августа 1997 года.
С 12 лет Жанна помогала отцу. Однажды в его лавку, где торговали красками, зашёл Винсент ван Гог.
Поскольку, по словам Кальман, «он был страшен как смертный грех, имел мерзкий нрав, и от него несло спиртным», она не хотела обслуживать гениального художника. Но всё-таки послушная дочь поборола своё отвращение и подала мастеру кисти требуемый товар.
Столетие спустя Жанна в эпизоде канадского фильма о Ван Гоге «Винсент и я» снялась в роли самой себя. Так, походя мадам Кальман сделалась одной из старейших людей планеты, снявшихся в полнометражном фильме.
В возрасте 120 лет Кальман наговорила воспоминания о своей жизни поверх техно-музыки, и получилось нечто в стиле рэп. Четыре композиции были выпущены в 1996 году на компакт-диске «Повелительница времени» (Maîtresse du temps) уже к следующей, 121-й годовщине Жанны Кальман.
Чтобы стать знаменитостью, мадам Кальман пришлось ждать добрых сто лет. За эти годы она никогда не работала, слыла сладкоежкой, пила красное вино, поглощала фуа-гра, шоколад и даже курила!
Когда Жанне исполнилось 117 лет, врачи попробовали уговорить её бросить курить. Но без толку: год спустя фотограф сделал снимок, где Жанна крутит педали дамского велосипеда и с наслаждением дымит папироской.
Велосипед с детства был любимейшим средством передвижения для Жанны. На нём она с удовольствием каталась, пока ей не стукнуло без малого сто лет. А вот фехтованием Кальман начала заниматься относительно поздно — в 85 лет.
В 115-летнем возрасте мадам Кальман упала с лестницы и сломала бедро, поэтому ей пришлось передвигаться на инвалидной коляске. Каждые полгода медики проводили исследования психического и умственного состояния старушки и уверяют нас, что до конца жизни госпожа Кальман сохранила ясность ума. Она с удовольствием читала на память выученные в детстве стихи и легко справлялась с несложными арифметическими задачками.
Надо сказать, долголетие превратило 90-летнюю мадам Кальман в удачливую бизнес-леди. Именно в таком почтенном возрасте она заключила сделку с адвокатом Андре-Франсуа Раффре, согласно которой Раффре обязался ежемесячно выплачивать старушке до конца её жизни 2500 франков, в результате чего после смерти Кальман он становился собственником квартиры. Рыночная стоимость квартиры не превышала 25 тысяч франков, и никто не рассчитывал, что Кальман протянет дольше.
Однако адвокат Раффре скончался в возрасте 77 лет, и его вдова ещё два года продолжала выплачивать Жанне по контракту. За 32 года, которые прожила Кальман после заключения столь выгодной для неё сделки, её квартира обошлась семейству Раффре в два раза дороже!
Репортёры навещали неунывающую старушку каждый год в день её рождения. Один из них, прощаясь с 117-летней Кальман, бросил: «До следующего года, может быть».
На что Жанна иронично заметила:
«Почему бы нет? Мне кажется, вы не так уж плохо выглядите!»
Вот самые яркие цитаты этой замечательной женщины:
«Бог обо мне позабыл!»
«В каждом возрасте есть своё счастье и свои проблемы».
«Все младенцы — прекрасны».
«Всегда улыбайтесь. Так я объясняю причину своего долголетия».
«Если вы с чем-то не можете ничего поделать, не переживайте из-за этого».
«Мне кажется, что я умру от смеха».
«Молодость — это состояние души, а не тела. Поэтому я ещё совсем девчонка, просто последние 70 лет плохо выгляжу».
«У меня всего одна морщинка, и я сейчас сижу на ней».
«У меня железные ноги, но если быть откровенной, они начали потихоньку ржаветь».
«У меня огромное желание жить и хороший аппетит, особенно к сладостям».
«Я влюблена в вино».
«Я никогда не пользуюсь тушью для ресниц, потому что много смеюсь до слёз».
«Я плохо вижу, плохо слышу и чувствую себя плохо, но всё это ерунда».
«Я получала удовольствие при любом удобном случае, я соблюдала принципы морали, и мне не о чем жалеть. Мне повезло».
Хорошо бы, чтобы всех нас ждала такая старость!