Число новых случаев инфицирования остается постоянным во многих странах Восточной Азии, в то время как в Европе и США оно увеличивается в геометрической прогрессии. В азиатских странах совсем другое управление кризисами: Китай полагается на радикальные карантинные меры, Тайвань - на полную прослеживаемость, Южная Корея - на массовые испытания, а Япония - на участие населения. Во всех этих странах имеется опыт борьбы с вирусами из-за предыдущих вспышек.
23 марта было зарегистрировано 4764 новых случая заражения коронавирусом в Германии и значительно больше в таких странах, как Италия, Испания и США. Ситуация выглядит намного лучше во многих странах Восточной Азии. Южная Корея сообщила о 94 новых инфицированных в период с 19 по 24 марта, Тайвань - о 19, Япония - о 49 и Китай - о 79.
Особенно примечательно, что во всех этих странах, за исключением Китая, действует принципиально иная система антикризисного управления, чем в европейских странах: границы не были полностью закрыты и не было общего комендантского часа. В большинстве стран общественная жизнь остается относительно неограниченной. Какие еще, очевидно, успешные меры приняли эти страны? Чему они нас могут научить?
Китай
Китай - это особый случай. Будучи эпицентром вируса, страна должна была бороться с высокими показателями заражения намного раньше всех. В отличие от других стран Восточной Азии, там приняли гораздо более решительные меры, чем европейские страны.
Текущие цифры заражения из Китая неоднократно ставятся под сомнение экспертами. Но ясно, что число новых инфицированных резко сократилось. Страна пострадала от карантина, изоляции или других серьезных ограничений в ходе пандемии. В городе Ухань, где началась пандемия, все жители находились под строгим внутренним карантином с 23 января.
По данным Высшего народного суда Народной Республики, нарушения карантинных условий подлежат суровым наказаниям: от трехлетних тюремных сроков до пожизненного заключения и, в тяжелых случаях, даже смертной казни.
В зависимости от их значимости для экономики, некоторым компаниям разрешается вновь открываться. Тем не менее, работодатели должны проводить комплексный мониторинг состояния здоровья, включая ежедневное измерение температуры своих сотрудников, и предоставлять его властям.
Тайвань
Островное государство у побережья Китая является самой густонаселенной страной в мире после Бангладеш. Из 24 миллионов тайваньцев 400 000 работают в Китае. В то же время более двух миллионов китайцев посещают остров каждый год. На самом деле, можно было ожидать, что вирус будет распространяться здесь быстро.
Рестораны и бары все еще открыты, и даже крупные мероприятия не отменяются - это обескураживает. Основная причина: островная страна имеет чрезвычайно эффективную систему раннего предупреждения пандемии. Уже 31 декабря, когда китайские власти все еще пытались скрыть вспышку, здоровье всех путешественников из Ухани в аэропорту подвергалось проверке.
Тайваньское урегулирование кризисов основано на полном понимании каждого отдельного случая инфекции и последующей изоляции всех контактных лиц. Поскольку общее количество изолированных лиц оставалось управляемым, соблюдение каждого случая карантина могло контролироваться государством. Кроме того, существуют серьезные штрафы за несоблюдение и мониторинг данных мобильных телефонов, что, вероятно, будет несовместимо с немецкими правилами защиты данных.
Тайвань отреагировал на кризис быстрее, чем большинство других стран. Уже 7 февраля он полностью запретил въезд из Китая и отправил всех тех, кто въезжал из Шенгенской зоны, на двухнедельный карантин - в то время, когда в Италии было три подтвержденных случая.
Южная Корея
В стране было намного больше случаев заражения, чем в Тайване, поэтому постоянный мониторинг уже был невозможен. С примерно 9 000 инфицированных на 51 миллион жителей и стабильными новыми инфекциями ситуация все еще в значительной степени находится под контролем.
Основной причиной этого было то, что Южная Корея провела тестирование вируса особенно интенсивно. 10 марта было проведено в общей сложности 220 000 тестов - за тот же период в США было проведено всего 10 000.
Обширная база данных здравоохранения также предупреждает жителей с помощью смартфона, если они находятся в опасных зонах или поблизости есть инфицированные люди. Профили движения зараженных людей создаются на основе данных мобильного телефона и кредитной карты и могут быть просмотрены публично. Это также будет сложно осуществить в Европе в соответствии с законом о защите данных.
Япония
Помимо близости к Китаю и высокой плотности населения, здесь есть еще один усложняющий фактор - в стране проживает в среднем самое старое население в мире. Тем не менее, как число зараженных людей, так и их рост невелики.
Общественная жизнь в Японии проходит практически без ограничений. Правительство рекомендовало отправлять сотрудников на удаленный режим работы, закрывать школы и отменять крупные мероприятия, но ни одно из этих условий не является обязательным.
Также не было тщательного мониторинга, систематической оценки данных сотовых телефонов и масштабных тестов, как в Тайване, Южной Корее и Японии. Поэтому наблюдатели обеспокоены тем, что ситуация в Японии может ухудшиться в будущем.
Каковы отличия от Европы и США?
В последние десятилетия в Японии, Южной Корее, Китае и Тайване было несколько пандемий. Поэтому многие люди усвоили правила поведения, которые применяются в это время. Активное участие граждан в борьбе с вирусом - одна из главных причин того, что ситуация не выйдет из-под контроля.
Комендантский час и карантин - это крайние меры. Изоляция пострадавших значительно эффективнее, если наблюдается всего несколько инфицированных. Постоянный мониторинг возможен и очень эффективен, как показывает пример Тайваня.
Однако Европа и США упустили момент, когда это все еще было бы возможно сделать. Однако поскольку абсолютные и относительные показатели заболеваемости уже значительно выше, чем в Южной Корее, для этого, вероятно, уже слишком поздно.