Священнослужитель Игумен Никон Воробьев: биография, проповеди и духовные письма | Nastroy.net

23.04.2018 20:00

Русская православная церковь богата особыми светильниками, которые оставляют след в ее истории. В самом хорошем смысле этого слова.

Таким светильником был игумен Никон. В наследие нам остались его книги. Книги, которые можно и нужно прочесть каждому православному христианину. И касаясь христианской темы, нельзя не рассказать об этой личности.

Детство

Игумен Никон Воробьев при рождении получил имя Николай. В миру его звали Николай Николаевич Воробьев. Родился будущий светильник церкви Христовой в 1894 году. Семья его происходила из крестьян, была верующей, многодетной и любила трудиться.

В детстве мальчик Николай ничем не отличался от своих братьев. Разве что был более жалостливым и добрым. Однако то, что Колю ждет монашеский крест, было предсказано еще в его детстве. Был тогда в их селе юродивый. Этого юродивого привечали родители Николая. И вот однажды, когда братья играли в доме, юродивый Ванька подошел к Коле и, указывая на него пальцем, несколько раз произнес: "Монах, монах".

Тогда его словам не отдали должного. Но они сбылись про прошествии многих лет.

Отрочество

Жизнь игумена Никона Воробьева в мирские годы была довольно сложной. По достижении определенного возраста отец устроил его в реальное училище. Первое время семья помогала студенту. Но пришло время учить других подросших братьев, и помощь резко сократилась. Будущий монах не унывал. Он поставил себе цель - выучиться и помочь своему, к тому времени поступившему в это же училище, брату. Всяко было в жизни студента: и холод, и голод. Однако Николай не сдавался.

Юный ученик серьезно занялся философией, пытаясь найти ответы на самые главные вопросы в жизни человека. И вскоре разочаровался в этой науке. Она не дала ему ответов на вопрос, что ждет человека после смерти.

Юность и молодость

Окончание училища пришлось на 1914 год. Молодой выпускник отмел желание стать философом, ибо, как говорилось выше, разочаровался в данной науке. И поступил в Петроградский психоневрологический институт.

Студента хватило на год. Будущий игумен Никон Воробьев разочаровался и в этой отрасли. Его постиг глубочайший кризис. Уныние было настолько сильным, что молодой человек подумывал о самоубийстве. И в тот момент, когда он подошел к опасной черте, стал усиленно молиться. Взывая к Богу, просил Его открыться. Господь услышал молитвы юноши. И после Откровения Божия Николай перестал интересоваться мирскими науками и увлечениями. Все свои силы он положил на внимательное изучение Евангелия.

В год революции Николай поступил в Московскую духовную семинарию. Проучился там недолго в связи с политической обстановкой в стране. Затем оказался в Сосновицах, работал школьным учителем математики. А потом - снова в Москве. Где трудился псаломщиком в Борисоглебской церкви.

Принятие монашества

Монашеский постриг игумен Никон Воробьев принял в Минске. Это случилось в 1931 году. Служителем Божьим он был ревностным. Что не могло не привлечь внимание тогдашних властей. В 1933 году иеромонах Никон был арестован. Его отправили в Сибирь, а на свободу из лагеря он вышел только в 1937 году.

Оказавшись на свободе, устроился в качестве прислуги в дом врача. Супруга этого врача, вместе со своей сестрой, были ярыми атеистками. Они всячески насмехались над религиозными чувствами верующих и периодами позволяли себе грубые высказывания. Кротость отца Никона, его образ жизни убедил сестер отступить от безбожия и принять веру Христову.

Та самая сестра в конечном итоге приняла монашеский постриг. Когда она почила, во гроб, под подушечку, ей положили мантию и монашеские четки.

Служение

После того как во время Великой Отечественной войны начали открываться храмы, игумен Никон Воробьев приступил к служению. В 1944 году, по благословению епископа Калужского Василия, стал настоятелем Благовещенского храма в Козельске. Прослужил там отец Никон четыре года, до 1948 года.

Вторым иереем Благовещенского храма был отец Рафаил. Он тоже прошел лагеря и обладал стойкостью в вере и религиозных убеждениях. Но не поладили они с отцом Никоном. До такой степени, что на последнего наложили запрет в священнослужении. Правда, мир между священниками удалось восстановить. И запрет был снят.

В 1948 году был отправлен в Белев, затем - в город Ефремов, и наконец - в Смоленск. Оттуда игумена Никона Воробьева отправили в Гжатск. И этот захудалый приход он рассматривал как ссылку.

Строгость во всем

Отец Никон отличался строгостью в богослужении. Не любил артистизма. Считал, что служить надо просто, без вычурности. И этого же требовал от других. Был случай, когда на Шестопсалмии чтец увлекся этим самым артистизмом. И иеромонах Никон прервал его, заменив другим чтецом.

Не любил, когда псаломщицы практиковали быстрое чтение.

Особое внимание уделял исповеди. Смотрел, чтобы таинство покаяния оставалось таинством, а не превратилось в формальный обряд "разрешения от грехов".

Священник был строг не только к своим чтецам и псаломщикам. Самому себе он не давал спуска. Ранние подъемы, поздние отбои, физический труд в перерывах между молитвами, чтение - все это он исполнял, несмотря на слабое здоровье.

В 1956 году отцу Никону присвоили сан игумена.

Болезнь и смерть

В конце 1962 года здоровье отца Никона существенно ухудшилось. Он стал быстрее утомляться, слабел. Питался лишь молоком и ягодами, иногда позволяя себе вкусить немного белого хлеба.

Незадолго до кончины слег. В храм ходить он уже не мог, но причащался Святых Христовых Таинств дома. Под праздник Успения Пресвятой Богородицы исповедал своих близких.

Мирная кончина застала игумена Никона 7 сентября 1963 года.

Немного о книгах

Отец Никон оставил огромное наследие нашим современникам. Его книги - это "перевод" творений Святых Отцов на понятный для нас язык. Плюс собственный духовный опыт. Письма игумена Никона Воробьева обязательно нужно прочитать каждому. Из них можно почерпнуть то, что так необходимо сегодня каждому верующему.

Опыт батюшки

Письма игумена Никона Воробьева к духовным чадам заслуживают серьезного внимания. В основе не только теоретический опыт богословских рассуждений о пути духовной жизни, но и самый тяжелый горький опыт под названием собственный.

Отец Никон в одном из таких писем писал, что успех в духовной жизни измеряется глубиной смирения. Почему так часто происходят срывы в духовном деянии? Потому что эти самые деяния основаны на собственной гордости и самомнении. И как Господу подступить к такому человеку? Как помочь ему? Пока человек не увидит своей немощи, не начнет молиться со смирением, не может Спаситель приступить к нему.

Проповеди

Проповеди игумена Никона Воробьева очень желательно прочесть каждому православному христианину. Батюшка был "мастером слова", и в этом можно убедиться, послушав одну из его проповедей ниже. Для этого и дано здесь видео.

Покаяние

Одна из книг носит название "Нам оставлено покаяние". Она включает в себя несколько разделов. Первый - "Покаянием жива церковь", второй - "Я всегда искренне стремился к Богу", и третий - это письма игумена Никона Воробьева детям духовным. Опубликовано более 300 писем, в которых отец Никон дает ответы на разные вопросы, поучает и наставляет чад своих.

Одним из наставлений батюшки было следующее: "Кайтесь, считайте себя как мытарь - грешниками. Умоляйте о милости Божьей и жалейте друг друга".

К сожалению, современный мир в своей суете и погоне за мирскими ценностями забывает, что такое покаяние и сострадание. Даже мы, христиане, и то гонимся за чем-то мирским, уделяя Богу и своей духовной жизни все меньше и меньше времени. А между тем время - не безграничный ресурс. Однажды мы предстанем перед Господом, но с чем?

Пока еще Бог дает нам время, пора бы опомниться, притормозить в этой бешеной гонке и помочь себе. Почитать и послушать проповеди отца Никона, этого светильника современной церкви.

Книга игумена Никона Воробьева "Нам оставлено покаяние" как нельзя лучше подойдет для подпитки измотанной суетой души.

Заключение

Книги игумена Никона Воробьева, его жизнеописание - все это находится в свободном доступе. И мы можем прикоснуться к этому душеполезному источнику, пока еще есть время и возможности для этого дела.

Источник