Наши любимые советские актрисы всегда отличались особенной харизмой. Мы знаем и помним все их роли, даже эпизодические. Предлагаем вам вспомнить потрясающих актрис, которые делали историю отечественного кинематографа, а каждая их роль становилась праздником для зрителей.
Возможно, зрители молодого поколения не сразу узнают их по фото в молодости, ведь довольно часто первое появление на экране и настоящую славу разделяли долгие годы. За это время менялась внешность актрис и их амплуа.
Лия Ахеджакова (главное фото)
Лия Меджидовна впервые появилась на экране в картине «Возвращение» Виктора Рыжкова, когда ей исполнилось 30 лет. Она исполнила эпизодическую дебютную роль мальчика-подростка Петрушки. Хрупкая и невысокая актриса с чистым и звонким голосом уже играла на театральной сцене в амплуа травести: она с легкостью перевоплощалась в мальчиков.
Ахеджакова обладает необычной внешностью: ее огромные бездонные глаза излучают свет, нежность, притягательность. Каждый созданный ею образ проникает в сердца и души зрителей. Говорят, что природа редко творит чудеса, но в случае с этой актрисой ей это удалось. После роли в упомянутой картине на Ахеджакову обратили внимание многие режиссеры. Михаил Богин в 1973 году пригласил актрису на одну из главных ролей в картине «Ищу человека».
Эта работа Лии Меджидовны была отмечена несколькими международными призами на кинофестивалях в Локарно и Варне. А еще через несколько лет к актрисе пришла всенародная слава после ее комедийных ролей в картинах Эльдара Рязанова «Служебный роман», «Ирония судьбы», «Гараж».
Любовь Полищук
Совсем маленькой была роль Любови Полищук в фильме «12 стульев» Марка Захарова. Актриса сыграла девушку из фантазий Бендера, роль которого исполнил Андрей Миронов. Потрясающий дуэт исполнил страстный танец. Этот эпизод Любовь Григорьевна вспоминала как наиболее сложный в своей карьере.
Актриса, вспоминая об этой работе, говорила, что знаменитый танец был поставлен в течение четырех часов. Сразу же начались съемки. Танец получился очень сложным: ей казалось, что они с партнером выполняют акробатические трюки. Любовь Полищук говорила, что когда эпизод был снят, она вся была в синяках, в разодранном платье. По сюжету Бендер подхватывал героиню Полищук во время танго на руки, а потом бросал на пол. Чтобы снять эту сцену и не искалечить актрису, был положен пружинный матрас и несколько толстых матов на то место, куда она должна была упасть. После этой крошечной роли Полищук стала по-настоящему знаменитой.
Лариса Гузеева
В 1977 году Эльдар Рязанов снял экранизацию пьесы «Бесприданница» А. Островского. Фильм получил название «Жестокий романс»: режиссер сознательно не стал использовать название пьесы, чтобы избежать сравнений с картиной 1936 года.
Лариса Гузеева, которой на тот момент исполнилось 24 года, исполнила роль красавицы Ларисы Огудаловой. Она пришла на пробы с разноцветными ногтями, в коротких джинсах. Ничего в ее облике не напоминало утонченную барышню из XIX века. Однако гениальный Рязанов увидел именно в ней свою главную героиню.
Лариса Гузеева — натура нервная, легко возбудимая и ранимая. Она обладала очень привлекательной внешностью: стройная фигура, огромные глаза, в ней была какая-то загадка. В своей книге «Неподведенные итоги» Эльдар Александрович писал, что его не все устраивало в Гузеевой, он не был уверен, что молодая актриса справится с ролью, но надо отдать должное ее партнерам: они поразили великолепной солидарностью, добрым отношением к дебютантке. Опытные актеры ободряли ее, поддерживали, делились опытом.
Не всем известно, что для этой роли Ларисе пришлось много работать, чтобы избавиться от своего характерного говора. Напомним, что она родилась в Оренбургской области. Валентина Пономарева в фильме исполняла романсы за Гузееву.
Наталья Селезнева
Эту актрису для советского кинематографа открыл Леонид Гайдай. Ее дебют состоялся задолго до «Операции «Ы». Восьмилетняя Наташа исполнила одну из главных ролей в веселом детском фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» режиссера Анатолия Граника. В этой картине девочка снималась под фамилией своей матери – Полинковская.
Нонна Мордюкова
В картине Сергея Герасимова «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева дебютировали многие советские актеры, которые позднее стали знаменитостями. На главные роли режиссер пригласил никому не известных студентов ВГИКа – Георгия Юматова и Вячеслава Тихонова, Инну Макарову и Клару Лучко. Роль донской казачки Ульяны Громовой исполнила Нонна Мордюкова, начинающая актриса. За эту роль она была удостоена Государственной премии СССР.
На съемках фильма Нонна Викторовна познакомилась с Вячеславом Тихоновым, который стал ее мужем.
Елена Яковлева
Огромную популярность актрисе принесла ее звездная роль в фильме «Интердевочка» в 1989 году, а впервые Елена Алексеевна появилась на экране шестью годами ранее. Это случилось в музыкальной комедии «Двое под одним зонтом» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. И сегодня актриса востребована и любима зрителями.
Людмила Гурченко
Многие уверены, что дебют актрисы состоялся в картине Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», которая принесла ей всесоюзную славу. Но этому успеху предшествовала работа в драме «Дорога правды», которая вышла на экраны в том же 1956 году. Людмила Марковна сыграла небольшую роль активистки Люси. Именно с этой работы и началась карьера актрисы в кино.
Инна Ульянова
А вот для этой актрисы дебютом в кино стала именно «Карнавальная ночь», в которой она снялась в эпизоде. Однако свою звездную роль Маргариты Хоботовой в «Покровских воротах» актриса ждала долгих 13 лет.
Фаина Раневская
Легенда советского кинематографа, которая прославилась не только своими яркими ролями, но и многочисленными крылатыми выражениями. Фаина Георгиевна еще до революции начала играть на сцене, сменив множество провинциальных и столичных театров.
Ее кинодебют состоялся в немом фильме «Пышка» Михаила Ромма в 1934 году. После этой работы великолепная актриса решила больше не выходить на съемочную площадку, но, к счастью, передумала.
Лариса Голубкина
Эльдар Рязанов в 1962 году снял комедийную ленту «Гусарская баллада». В этой картине он впервые обратился к историческому сюжету. Главную женскую роль в этом фильме исполнила Лариса Голубкина, на тот момент студентка ГИТИСа. По сюжету ее героиня Шурочка Азарова выдает себя за юношу-кавалериста.
На эту роль пробовались многие известные актрисы: Валентина Малявина, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева. Эльдар Александрович уже практически отдал роль Алисе Фрейндлих, но затем неожиданно передумал, сказав Алисе Бруновне: «Мне не подходит ваша неистребимая женственность. Мне нужен мальчик!»
Как всегда, чутье не подвело великого режиссера.
Лариса Голубкина идеально подошла на эту роль, но ей явно не хватало артистического опыта на съемочной площадке. Рязанову пришлось на время переквалифицироваться в педагога и лично заниматься с начинающей актрисой. Для этой картины Голубкина научилась фехтовать и скакать на лошади, многие сложные трюки она исполняла сама.
Лариса Ивановна вспоминала, что страшно боялась прыгать с высоты, но с восьмого дубля все-таки прыгнула со второго этажа. Правда, неудачно: до сих пор актриса немного хромает. А еще она боялась целоваться с опытным красавцем Юрием Яковлевым. К тому же у него все время отклеивались усы.