Нового “Джокера” Тодда Филлипса ждут все поклонники комиксной вселенной. Новый фильм обещает нечто большее, чем приключения персонажа, десятилетия живущего на страницах комиксов. Прежде всего, это кино направлено на общество, поднимающее вопросы социального статуса, признания, личностной значимости. Но иногда добрые мотивы могут иметь противоположный результат, тогда встает вопрос, допустимо ли насилие? В преддверии выхода нового “Джокера” давайте приоткроем завесу, каким получился персонаж. Похож ли на “Темного рыцаря”? А также немного поразмышляем на тему, ставшую ключевым посылом в этой картине.
Искусство в чистом виде или границы дозволенного
Очень актуальный вопрос, который люди задавали веками: есть ли грань, где искусство вообще не должно пересекаться с чем-то иным? Очевидный ответ: да, искусство не должно целенаправленно провоцировать насилие или призыв к нему. Ключевое слово здесь “целенаправленно”. Вдаваясь в смысл, можно интерпретировать его иначе – “с ясными намерениями”.
Но что, если кто-то интерпретирует произведение искусства как призыв к насилию? Нужно ли винить в этом автора? Теперь ответ не так очевиден и всегда будет иметь обе стороны мнений. Некоторые полагают, что авторы не должны нести ответственность. Другие посчитают, что прямая зависимость существует с тем, что и для кого они творят.
Очевидно одно, что в тот момент, когда вы начинаете обвинять авторов в том, как их искусство интерпретируется, вы ограничиваете возможности искусства. Мы должны позволить авторам творить без страха, если действительно хотим наслаждаться искусством в чистом виде.
При чем тут “Джокер”?
Логично задаться вопросом, как связать подобную тему с предстоящим фильмом? Вы не представляете, насколько эта связь прослеживается. Глядя на Джокера, по-другому его воспринять нельзя. А потому все больше людей видят Джокера таким, каким мы привыкли его видеть.
Как зритель, можете ли вы рассматривать фильм как призыв к насилию? В этом аргументе есть некоторые достоинства, тем более что в отличие от Кристофера Нолана, который проводит четкую грань между добром и злом в своих фильмах о “Темном рыцаре”, Тодд Филлипс оставляет эту линию размытой. Джокер Нолана умный и остроумный, но на самом деле злой. Джокер Филлипса – злодей не меньше, но для некоторых он может показаться трагическим героем благодаря концепции предстоящего фильма, основанной именно на истории происхождения. И все же, разве можно устанавливать правила для этого мира и “душить” творчество, основываясь на том, что думает какой-то двадцатилетний психически неуравновешенный парень, живущий в подвале?
О чем новый “Джокер”?
По большому счету, этот фильм – история происхождения самого Джокера, персонажа, которого уже можно назвать легендарным. Фильм начинается с того, что Артур Флек проходит психиатрическую экспертизу. Вскоре мы узнаем, что он живет со своей матерью и работает в компании по найму клоунов. Он стремится быть комиком всегда и везде, но изо всех сил пытается найти свой путь в рушащемся обществе Готэма. На дворе 1980-е. Оказавшись в бесконечной паутине апатии и жестокости, Артур однажды ночью принимает шокирующее решение, которое ведет к увеличению числа преступлений и насилия. После каждого преступления Артур чувствует себя свободнее и увереннее в том, чего он может достичь. Медленно, но верно из темных углов Артура появляется Джокер, мастер хаоса и анархии.
Каким он получился?
Если вы собираетесь на нового “Джокера” с тем же набором ожиданий, присущим для других комиксных фильмов, вы должны быть готовым к огромному сюрпризу. Во многих отношениях “Джокер” Филлипса на самом деле является “фильмом-антикомиксом”.
Режиссер подходит к делу больше как к изучению характера, чем адаптации комиксов. Было бы удивительно и неуместно, если бы он ориентировался на предыдущие фильмы, напротив, его подход совершенно оригинален и, кажется, вдохновлен криминальными фильмами 70-х годов. Во многом “Джокер” может показаться ближе к “Таксисту”, чем к “Темному рыцарю”.
Идеальный Хоакин Феникс
Критики, которым довелось попасть на предварительный закрытый показ, утверждают, что “Джокер” – это такой же фильм Хоакина Феникса, как и Тодда Филлипса. “Джокер” Феникса чрезвычайно сложен, и поскольку фильм – история его происхождения, у нас есть больше возможностей, чтобы вникнуть в характер и исследовать Хоакина как актера.
И постановщик наилучшим образом использует это преимущество, задавая картине такой тон и обеспечивая такую “производительность”, которую запомнят на долгие годы, подобно “Темному рыцарю” Нолана. Даже в сценах, где лицо героя покрыто макияжем, Феникс общается глазами и телом. Один из лучших моментов в фильме, когда ближе к финальной развязке он закручивает настоящую “танцевальную рутину”. Обязательно дождитесь этого момента: вы будете в полном восторге!
Смотреть не всем?
“Джокер” сделан искусно, но не для всех. Существует высокая вероятность того, что люди, которые слишком увлечены фильмами о супергероях, сочтут историю становления Джокера слишком скучной. Также есть шанс, что фильм многих не разочарует, а… обидит. Вероятно, лучший способ “правильно” понять фильм, отправляясь на просмотр, выбросить лишние мысли и сравнения, сделав разум чистым и открытым, и постараться воспринять фильм в том посыле, в каком он создан. Кроме игры Хоакина Феникса, здесь будет на что посмотреть: глубокий, местами атмосферный задний фон, синеватая кинематография, художественное направление 70-х годов. Скорее всего, фильм запомнится как мрачный, что также неумолимо в его медленном продвижении к хаосу. Опасный риск для такого фильма, с “таким” персонажем. Определенно, “Джокер” – риск, но… чертовски достойный.