В российском прокате – новый отечественный фэнтези-фильм “Вторжение”. Что нам ждать от “еще одной попытки” реанимировать отечественное кино? | Nastroy.net

04.01.2020 23:42

Как стало традицией, в первый месяц нового года в кинопрокате можно встретить свежий фильм отечественного производства. Сейчас самое время для показа – зрители и дети на новогодних каникулах. Но и к выбору фильма следует подходить ответственно. В этом году “прокатное место” досталось не кому-нибудь, а Федору Бондарчуку. Он представил новую работу в жанре фэнтези, получившую название “Вторжение”. Это стало продолжением истории 2017 года “Притяжение”. Едва картина появилась в кинотеатрах, повсюду запестрели яркие заголовки – стоит смотреть картину или это “очередной провал”? Давайте детально разберем ключевые составляющие “Вторжения”.

Две части фильма – это уже риск

Как мы помним из первой части, наша планета столкнулась с представителями внеземной цивилизации, которые угрожали уничтожением Земли. “Притяжение”, чей релиз пришелся на новогоднее время 2017 года, получил смешанные отзывы, но команда создателей в целом осталась довольна. Федор Бондарчук подтвердил работу над продолжением, ведь оригинальная история оставила многоточие для дальнейшей задумки авторов. “Вторжение” стало одним из немногих проектов Бондарчука, для которого последовал сиквел. Мы снова встречаемся со старыми персонажами – “обычной” девушкой Юлей, ставшей объектом бесконечных исследований в специальной лаборатории, ее экс-возлюбленным, появление которого пока не очень ясно, и очаровательным пришельцем, у которого свои планы на девушку. Именно его выбирает героиня, чтобы улететь с этой планеты, но вот соотечественники внеземного пришельца намерены уничтожить Юлю. Вот так авторы сделали подростковый фэнтези про любовь и пришельцев, не где-то на берегах моря, а в почти самом центре страны – московском Чертаново. И так начинается масштабная война, на фоне которой, вспоминая интервью Джеймса Кэмерона перед премьерой “Титаника”, уже видится ответ Бондарчука: “Причем тут любовь?! Притом! Без любви тут никак!”.

Непростая война

Бондарчук не из тех именитых режиссеров современности, чтобы ставить фильмы, не имея при этом социально-политической составляющей. Во “Вторжении” отчетливо показана информационная война – самая страшная вещь этого века. Каковы ее последствия? Телевидение разрывается от новостей (большей частью, фейковых), люди ощущают всю мощь хаоса и атмосферы неопределенности. Они не понимают, и главное, не знают, где правда и кому верить. (Впрочем, такое бывает и в более мирное время). С большой самоиронией Бондарчук “протаскивает” федеральные каналы и новостные программы – правда же, ну должно все быть по-настоящему?!

В чем сила? Сила в оружии

Но чего режиссер не мог не показать, так это мощи и величия нашей большой страны и ее армии. Кажется, в фильме отчетливо явствует пропаганда армии и военного ремесла. Где еще мы можем воочию увидеть всю эту спецтехнику, рассекающую по улицам города и с гулом проносящуюся где-то над головами? Военное руководство не прячется за кадром, отдавая лишь приказы. Напротив, начальники добавляют эффект мощи своим появлением и демонстрацией мускулов. Пусть враги, хотя бы “внеземные”, боятся нас. Чего, собственно, нам стесняться? Военные – сильнейшая часть нашего государства, и при подобном раскладе, каким сценаристы щедро наградили сюжет, мы можем рассчитывать на свою армию.

Прямое руководство к действию

Можно ли считать “Вторжение” пошаговой инструкцией на случай реального нападения врагов? Сценаристы здесь потрудились на славу. Они буквально прописали каждый шаг каждого героя, наблюдать за которыми, как минимум, любопытно. Ощущается полное погружение в вымышленные события, как если бы на столицу было совершено реальное посягательство. При этом, повествование резкими бросками переключается на простых граждан, которых наступившие по сюжету события тоже коснулись, и которые также в таком замешательстве, что напрочь забывают о каких-то обыденных, но важных вещах.

Равноправие, или Как решают мужчины

Удивительно, но Бондарчук поднимает и такую тонкую, и, безусловно, важную для нашего времени тему – принятие решений и тотальный контроль. В качестве “граждан страны” выступает Юля – по большому счету, это Ее история, пусть и в таких грандиозных масштабах. Но фактически она лишена права поступать так, как подсказывает ее женское сердце. Все, что происходит в картине, являет собой результат решений и поступков кого-то другого, но не ее. Юля – яркий, сильный драматический образ. Внутри нее происходит сильнейшее противоборство, но окружающие лишь усугубляют положение тем, что пытаются навязать свою точку зрения и все решить за нее. Попытка дать женщине голос заслуживает плюса. Сюжет показывает невероятное столкновение интересов, быстрых решений, типов рациональности: пришельцу Хэкону интересна научно-исследовательская составляющая, бывший парень Юли имеет свои “корыстные” цели, а отец девушки руководствуется исключительно государственными потребностями. Где во всем этом найти места Юле?

Глубокий сценарный посыл, но слабый финал

Авторы вместили в историю многое; столкнули частные эмоции и государственные интересы, структуры власти и Москву в лице беззащитного ребенка. В отличие от первой части, “Вторжение” получилось более уравновешенным, структурированным, правильным. Сценаристы так увлеклись историей, вложили столько вопросов, но в какой-то момент содрогнулись от отсутствия ответов. Правильных ответов, нужных зрителю. Ведь мы помним, что это не “простое” развлекательное кино, а социально-общественное. А поскольку историю нужно было как-то доводить до конца, финал вышел таким, каким получился – слабоватым и не очень убедительным.

Вторжение в зрительские сердца как попытка реанимировать российское кино

Очевидно, что все эти годы Бондарчук не сидел сложа руки, а действительно занимался фильмом. И действительно учел все ошибки первой части. Два года назад он очень хотел сделать кино для подростков, потому “Притяжение” получилось этаким "подростком, не терпящим отлагательств". Пришедшее на смену “Вторжение” вышло более продуманным и взрослым. Фильм отличает целостность и последовательность, а также живой экшн в своем естественном проявлении, вместо пустых обещаний и долгих речей, присущих первой части. Критики поспешили сравнить фильм в целом с главной героиней: Юля достигла момента, когда она может – и главное, готова – сделать серьезный шаг навстречу “взрослости”.

Общие впечатления от фильма на основе зрительских отзывов

  • Динамичное и зрелищное действо. Создатели показали, что фэнтези для отечественного кинематографа имеет право существовать. Как оно реализуется – другое дело, ведь никто не знает, как поведут себя люди в напряженной обстановке.
  • Техническая составляющая на высоте – порой спецэффекты превосходят ожидания, создавая ощущение почти что “идеальных наворотов на экране”. Кажется, создатели хотят перепрыгнуть сами себя и временами “перегибают палку”, когда и так все хорошо.
  • Проявление истинного героизма персонажей. В чуть меньшей степени – редкий юмор и музыкальная часть, явно как попытка привлечь соответствующую аудиторию и сделать фильм для молодежи.
  • Особенно запомнились военные лица и актеры, гармонично воплотившие их на экране. А вот романтических чувство оказалось мало – мало переживаний, эмоций, но при этом никакого разочарования. Единственное, на что это можно списать, – отсутствие возможности остро ощущать эмоции у инопланетного героя.
  • Удачное сочетание “теоретической” и “практической” частей – подобные картины нужно обязательно смотреть только на большом экране.

Источник