Вечеринки живого кодирования - это новейшее явление в андеграундной электронной музыкальной культуре | Nastroy.net

18.12.2019 16:42

Ди джей – профессия весьма изменчивая, музыкантам приходится постоянно что-то изобретать, чтобы оставаться популярными. Особенно талантливы на выдумки андеграундщики, не так давно с их подачи появилась музыка с так называемым «живым кодированием».

Код на вечеринке

Реник Белл стоит перед своим компьютером за маленьким столом посреди танцпола. Сосредоточенный музыкант в очках быстро и качественно печатает, его глаза смотрят на экран компьютера. Вокруг в широком кругу толпа людей качается под его музыку. Техно-синтезаторы обеспечивают кристально чистые звуки, вылетающие из массивной звуковой системы, расположенной в комнате. Все огни выключены, и единственное освещение в большой комнате - это свечение монитора Белла, мягкая красная светодиодная подсветка на его механической игровой клавиатуре, и трансляция экрана монитора его ПК, направленная на экран, выводящий изображение на стену.

Почти каждый из ста или около того людей в комнате пристально смотрит на действие, разворачивающееся на экране. Но то, что проецируется туда, вовсе не похоже на привычные психоделические анимации, инопланетные пейзажи или что-то похожее, что обычно можно увидеть на концерте электронной музыки. На стене отображается код, цифры и буквы заполняют весь черный экран белым монотонным шрифтом.

Музыкальный взрыв

Нажатия клавиш Белла заставляет банк звуков, называемый atmo stab2, наполнять комнату невероятной музыкой, затем настает черед другого банка - ensOsakaArpAtmo14. Прекрасные синтезаторы арпеджио начинают просачиваться в микс, они отвязны и слегка выбиваются из общего ритма. Эффект приятный, но резкий, как теплый ветер, который дует слишком сильно. В верхних регистрах звучит малый барабан, но на нижних частотах ничего особенного не происходит.

Белл решает заполнить часть этого пространства и загружает банк kitBleepFtech и дает ему команду highGlobalDensity. Рывок ударных барабанов взрывает колонки, заполняя комнату гигантскими волнами грохочущего баса. Видеопроектор начинает сильно вибрировать от натиска, и код на экране превращается в размытое розовое пятно. Толпа воинственно улюлюкает, Белл печатает сообщение для посетителей, заполняя экран одной повторяющейся строкой текста: старые шаблоны мертвы.

Компьютеры и вечеринки

Подобные вечеринки с «живым кодированием», где шоу состоит из переменных, позволяющих получить разные результаты - недавнее явление в андеграундной электронной музыкальной культуре. Главный плюс проведения подобных мероприятий – они настолько не требовательны с точки зрения оборудования, что их можно проводить на дому.

Обычные шоу могут показывать исполнителя, воспроизводящего звуки или сэмплы на ноутбуке с помощью проекторов и видеооборудования. А вот ди-джеи на шоу, связанном с live-кодированием, используют компьютеры для совершенно другого воспроизведения музыки и создания совершенно новых звуков, не использовавшихся ранее.

Зачем нужны такие сложности?

Код на дисплее используется для управления программными алгоритмами. Музыкант синтезирует на своем компьютере отдельные звуки (малые удары, басовые ноты), а затем настраивает программное обеспечение для объединения этих инструментальных звуков вместе на основе набора предопределенных правил. Уникальный стиль музыканта полностью передается с помощью алгоритмов.

Если запустить тот же самый алгоритм во второй раз, то песня будет звучать знакомо и содержать все те же элементы, но композиция будет иметь другую структуру. Это апофеоз электронного творения: музыку наполовину создает человек, наполовину - машина. Это уникальное явление уже получило свое собственное название – algorave, и постепенно оно распространяется по всей планете.

Мероприятие в Сан-Франциско

Выступление Реника Белла было частью фестиваля Algorithmic Art Assembly, посвященного алгоритмической музыке и искусству. Дни были полны переговоров и демонстраций, а ночи – музыкой. Некоторые из разговоров были сложными и касались математики и информатики, поскольку музыкальный код на экране - это одно, а евклидовы формулы - это нечто другое, но абсолютно все встречи прошли продуктивно. Адам Флорин, создатель подключаемого модуля алгоритмического звука Patter, рассказал об истории генеративной музыки от средневековья вплоть до настоящего времени, где доминирует программное обеспечение.

Музыкант Жюль Литман-Клепер очертил параллели между музыкой, которую мы видим в природе, и музыкой, демонстрируемой с помощью компьютерных систем. Продюсер Марк Фелл, который в 1990-х годах выпускал новаторскую алгоритмическую танцевальную музыку, был приглашен на сцену для вопросов и ответов.

Изобразительное искусство и ночные выступления

Программист Оливия Джек продемонстрировала Hydra, свою собственную систему кодирования в реальном времени, которая генерирует трип-визуальные эффекты в веб-браузере. Художница Челли Шерман создала демоверсию своей виртуальной звуковой скульптуры "Disperion", которая разыгрывалась в прямом эфире. Было продемонстрировано упражнение для создания правил в аналоговой сфере, для этого художник Винди Чиен раздавал короткие кусочки веревки и учил слушателей, как завязывать сложные узлы.

Ночью помещение было переконструировано, бар был заполнен до отказа, и algorave начался. Некоторые музыканты выступали с приложениями для iOS и традиционным оборудованием, таким как ноутбуки и контроллеры с питанием от USB. Другие, такие как Kindohm, DVO, Kit Clayton и Algobabez, работали с использованием программных систем, основанных на правилах алгоритмизации, таких как Max / MSP, SuperCollider и TidalCycles. Учитывая дружественную к хакерам природу формы искусства algorave, не стоит удивляться повсеместному распространению самодельных программ.

Почти каждый музыкант использует комбинацию из алгоритмов с открытым исходным кодом, скомпилированного кода и загруженных библиотек. Достаточно часто используется MacBook Pro, но некоторые художники применяют специализированное оборудование. Например, Белл использует мини-ПК Intel NUC с Linux и музыкальную программу собственного производства под названием Conductive.

Чем отличается музыка?

Направление algorave имеет собственную эстетику, которая опирается на хаотичный и агрессивный стиль электроники. Одним из наиболее ярких представителей данного направления является британская группа Autechre, при этом артисты часто используют элементы из других музыкальных направлений. Найдите в поисковиках представителей направления algorave, и вы услышите оригинальные наборы звуков, отсылок к даб-степу, и даже несколько отсылок к прямой танцевальной музыке. Сочетание данной музыки с кодом, проецируемым на экран, выглядит по-настоящему роскошно.

Альма-матер направления

Место проведения конференции, Grey Area, за последние пять лет стало центром технического и музыкального сообщества в Сан-Франциско. Оно расположено в отреставрированном кинотеатре Mission District, который за десятилетие до нынешнего технологического бума пришел в упадок и долгое время являлся обычным магазином. Не так давно руководители района превратили старый кинотеатр в удобное и модное место для встреч.

В последние годы в Grey Area проходило все: от мастер-классов и самостоятельной работы по кодированию и до выступлений квадрафонического синтезатора. В течение двух дней, отведенных на встречу, участники (многие из них были новичками) активно посещали мероприятия и площадки в главном зале. У всех участников была возможность получить кофе и картриджи для вейпа, для этого достаточно было просто предоставить в местную кофейню ссылку на свой профиль в соцсети Soundcloud.

Мероприятие было организовано шотландским музыкантом и программистом Торстеном Сайдбардом, который впервые участвовал в algoraves в Шеффилде и Лондоне. Он вернулся в свой приемный дом в Сан-Франциско и начал составлять список артистов, создающих музыку в живую, и делающих ее по-настоящему интересной.

Сайдбард признается, что решил создать самый настоящий лагерь выходного дня, и это ему удалось после того, как он пригласил на мероприятие британских артистов. С помощью эффекта сарафанного радио количество артистов, участвующих в концерте, выросло в разы больше уже через несколько часов. Подобный частный концерт стал настоящей новинкой в районе, и их стали проводить здесь гораздо чаще. По словам исполнителя, у него уже есть задумки для проведения следующей встречи в 2020, и даже нашлись музыканты, которые готовы принять в ней участие.

Источник