Вечные истины Иисуса в притче о добром самаритянине | Nastroy.net

10.04.2018 03:00

Библейские легенды учат добру и милосердию. Обратимся к притче о добром самаритянине. Что хочет поведать христианам эта история, каково значение выражения «добрый самаритянин» - об этом читайте далее.

Кто такие самаритяне

Ориентация притчи - на самаритянина, человека смешанного происхождения и считающегося врагом евреев. Хотя они не были язычниками, но все же по закону самаритяне обычно не имели дел с евреями (Иоанна 4:9). Согласно первичной записи устной традиции в раввинистической литературе, «Тот, кто ест хлеб самаритян, похож на того, кто ест мясо свиней» (Мишна Шебиит 8:10).

Содержание притчи

Один человек шел домой, на него напали разбойники, избили его и отняли все, что у него было при себе. Добрый самаритянин использовал вино и масло, чтобы обработать раны человека. Отвез его в гостиницу, заплатил за него за два дня пребывания и предложил заплатить больше по мере необходимости без каких-либо гарантий или получения благодарности взамен.

Помимо материального вклада, добрый самаритянин отказался от своего собственного комфорта, бросил дела, чтобы отправиться в гостиницу, и потерял свою анонимность, оставаясь на ночь, тем самым рискуя получить ложное обвинение за преступление.

Выполняя все это, самаритянин также рисковал осквернением, как и евреи, приблизившиеся к человеку, поскольку они были связаны одними и теми же законами.

«Кто из этих трех, как вы думаете, оказался ближним для человека, что подвергся нападению разбойников?» - спрашивает Иисус (стих 36). Милость, показанная самаритянином, делает его христианином. Иисус отвечает на первоначальный вопрос, поставленный в притче, о том, что нужно сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. «Иди и делай то же самое».

Чему учит нас Иисус в притче

Христианин не ограничивается отношением или близостью. Это всего лишь демонстрация любви и милосердия Бога всем нуждающимся, кем бы и где бы они ни были, независимо от расы, деноминации или убеждений.

Иисус учит нас, что любовь - это действие, а не просто чувство или теория, и что это иногда требует жертвования другими вещами, что часто бывает неудобно.

Священник и левит были религиозными людьми, и все же они действовали бесчеловечно, а добрый самаритянин продемонстрировал прямую противоположность.

Религиозное призвание или принадлежность к религии пусты без действий, поддерживающих их. Быть христианином, согласно учению Иисуса, значит идти рядом с кем-то. Мы должны помнить, что сначала мы христиане. Наша национальность никогда не должна превзойти нашу веру и обязанности.

Притча и современность

Но уроки из этой притчи сегодня представляют собой вызов. Мир намного больше, проблемы часто масштабнее, потенциальная опасность намного выше, мнения более разнообразны, а методы и средства в нашем распоряжении гораздо более обширны. Как меняется сценарий, как поучение притчи о добром самаритянине влияет на то, что мы делаем?

Хотя мы можем намереваться «пойти и делать то же самое», результат наших усилий быть добрососедскими и любящими перед лицом зла не всегда может характеризовать нас как «хорошего самаритянина». Борьба с террором или защита прав человека часто требует насилия, но Иисус не учил насилию в этой притче, верно? Разбойники были жестокими и явно неправыми, поэтому Иисус должен был учить быть противными насилию. Что, если бы самаритянин появился на несколько минут раньше и застал разбойников? Что бы он делал?

Важно не сворачивать с истинного пути

Ничто не должно изменить нашу конечную ответственность: проявить милосердие к нуждающимся, как, например, добрый самаритянин к избитому человеку. Христианин никогда не должен действовать вне любви, даже к разбойникам. Все должно быть сделано с любовью.

Врач, который ампутирует руку ребенка, чтобы спасти его жизнь, действует из любви. И таким же образом ребенок подвергается выговору и порицанию от родителей из любви, в зависимости от его действий и требуемого ответа.

Свет любви Иисуса

Иисус не учил проявлять насилие. Его знаменитое высказывание о возмездии гласит: «Если кто-то ударит вас по правой щеке, обратите к нему и другую» (от Матфея 5:39). Здесь Иисус просветил своих слушателей, что поведение со своим врагом было неправильным, как они ранее полагали (Исход 21).

Надо запастись терпением и выдержкой. Пощечина по правой щеке наносится левой рукой, поэтому это не означает физическую угрозу, а скорее оскорбление. Вот почему Иисус упомянул «правую щеку»: он учил, что оскорбления следует терпеть в любви без возмездия.

Выражение «добрый самаритянин» означает «достойный христианин».

Подведем итоги

Несомненно, самаритянин мог действовать из любви как к разбойникам, так и к путешественникам, хотя действия выглядели бы совсем иначе, поскольку путешественник нуждался в милости и сострадании, а грабителей нужно было остановить или даже наказать. Однако если такое действие, вероятно, поставит под угрозу самаритянина или его ребенка, нужно взглянуть на заповедь, которая сначала заставляет: «Люби ближнего, как самого себя».

Если вникнуть в смысл поучений Иисуса, многое становится понятным в этом мире.

Источник