Два года назад, мама Тони Лючиани, Элия, сломала бедро. Немного времени спустя, врачи диагностировали у Элии признаки старческого слабоумия, и пожилая женщина оказалась неспособной самостоятельно за собой ухаживать.
“Я привёз её в свой дом, — вспоминает Тони. — И примерно в тот же период времени купил новую фотокамеру”.
Камеру необходимо было протестировать. Профессиональный художник по визуальным эффектам, Лючиани приобрёл новый аппарат для фотографирования своих картин. Но очень скоро стало очевидным, что с появлением в его доме Элии он нашёл новый объект для художественного отображения: живого человека.
“Отлично, мама. Ты — прекрасная модель. Замри, я снимаю”, — сказал Тони.
И после этих его слов, обращённых к матери, то, что начиналось как простое тестирование кнопок фотокамеры, обернулось грандиозным проектом продожительностью в 21 месяц. Результатом которого стали 93 фотографии. Большинство из них запечатлели дух ускользающих воспоминаний Элии.
“Моя мама может доподлинно воспроизвести события, случившиеся 30, 40, 50, 60, 70, даже 80 лет назад. — рассказывает Тони. — Но она совершенно не помнит, что происходило 5, 10 минут тому назад. Поэтому для поддержания разговора, она рассказывала истории, которые просто приходили на память”.
Эти истории послужили основой для некоторых фотосюжетов — игривые, часто призрачные портреты, в которых сливаются события прошлого и настоящего пожилой женщины.
“Мне просто хотелось найти возможность контакта с матерью, пока она рядом со мной. Иначе бы всё, что мне оставалось, — это наблюдать её сидящей в углу и рассматривающей журналы”, — продолжил Тони.
“Она опекала меня, когда я был ребёнком. Теперь мы поменялись ролями”, — добавил благодарный сын.
Поначалу, вовлекая мать в свой арт проект, он пытался дать ей возможность чувствовать себя нужной, поскольку Элия больше не могла помогать по хозяйству. Но очень скоро осознал, что она вовсе не окутанный воспоминания субъект, а энергичный и способный сотрудник.
В воспоминаниях сына, мама всегда проявляла сопричастие, отдавая больше, чем получала взамен.
Элия родилась в Италии в 1923 года и вышла замуж в возрасте 13 лет.
Своего первенца она родила в 16 лет. Запечатлев маму и её отображение в зеркале в образе подростка, Тони передаёт часть семейной истории, когда Элия была одновременно юной девочкой и матерью, в столь раннем возрасте.
Иммигрировав в Канаду в 1955 году, Элия работала портнихой на швейной фабрике в Торонто. В круг её обязанностей входили обучение новых сотрудников и проверка качества их работы. Большинство из них также были иммигрантами, поэтому от Элии требовалось умение общаться с ними на разных языках: испанском, французском, немецком, корейском.
Теперь она дважды в неделю посещает собрания, организуемые для пожилых людей, где ей часто доводится помогать тем, кто не владеет грамотой.
По замечанию Тони, пожилой женщине доставляет удовольствие снова почувствовать себя в роли учителя.
Несмотря на то, что кратковременные факты ускользают из её памяти, Элия поддерживает физическую активность и с удовольствием выбирается из дома при любой возможности.
“Она самостоятельно отправляется на прогулку по своему привычному маршруту, присаживается на отдых под деревом или на скамейку в парке”, — говорит Тони и признаётся, что иногда скучает в роли постоянной сиделки. Однако принеся в жертву свою независимость, он приобрёл нечто более важное.
“Теперь я посвящаю больше времени работе, и это отнюдь не на пляже. В своей студии я творю, создаю фотографии, — отмечает он. — Мама рядом со мной. Ведь это мечта каждого художника: позвать свою модель, и она незамедлительно появляется.”
Элия стала душой и голосом в творчестве Тони. Помимо искусства, совместный проект помог сыну по-новому взглянуть на свои отношения с дорогим и родным человеком.
“Ведь я думал о себе поначалу: бравый парень, решившийся перевернуть с ног на голову свою жизнь и взять престарелую мать к себе вместо того, чтобы упечь в дом престарелых.
Но как оказалось, я получил гораздо больше взамен, чем способен отдать сам”.
Переведено и адаптировано: Nastroy.net