Этот фильм-легенда удостоился не только премии «Оскар», но и влюбил в себя миллионы зрителей на целые десятилетия вперед. Ведь и сегодня картину смотрят с упоением люди из разных поколений. Какие виды былой Москвы! Какие наряды героинь! Светлая ностальгия о том, что когда-то все это было частью нашей жизни. Но как же создавалась они – образы девушек из глубинки, мечтающих покорить столицу? Это целая история, заслуживающая отдельного рассказа.
Костюмер – главный помощник режиссера
Внешний образ героя в фильме очень важен. Костюм должен подчеркивать характер, говорить больше, чем сам актер в кадре, указывать на эпоху, на возраст, на состоятельность героя. Не зря на Мосфильме костюмеру всегда отводилась ведущая роль. В легендарной картине «Москва слезам не верит» работа по созданию образов героинь лежала на Жанне Мелконян. Она работала с самыми известными советскими режиссерами, которые ей безоговорочно доверяли.
Художница создала более 100 эскизов костюмов для фильма. Она подходила к делу всегда очень ответственно. Жанна знала, что операторы обычно стараются дать больше резкости на лицо героини, а костюмы при этом блекнут и становятся незаметными. Она развешивала на веревке десятки образцов тканей, чтобы определять,при каком свете какой костюм будет заметнее и ярче. Жанна Мелконян могла даже спорить с именитыми актерами, если они не желали надевать ту или иную деталь. Позже актеры соглашались с мастером и удивлялись, насколько точно она угадывала образ героя, подобрав правильный костюм.
Образ Людмилы – самый «говорящий» в фильме
Ирина Муравьева блистательно сыграла эксцентричную и бойкую Людмилу. Ее девиз «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион!» отражался и во внешности. Поначалу девушка предстает в простой на вид клетчатой юбочке и блузке, но из тканей, которые в те годы было просто не достать. Настоящий фурор произвело платье Людмилы, в которое она переоделась у себя на фабрике. Этот фасон был взят из «Карнавальной ночи», прогремевшей тогда на весь Союз. По этому платью сходили с ума все девушки огромной страны.
Жанна Мелконян с первых минут фильма сделала Людмилу первой модницей и предметом зависти миллионов телезрительниц. Ее костюмы были сплошь индпошивом, ткани для них приходилось выискивать. Например, клетчатое платье, которое героиня надела в библиотеку, сшили из галстучной ткани. А костюм, в котором Людмила приезжает на дачу, вообще был сшит из распоротого матраса! Но об этом невозможно догадаться, ведь фасоны были великолепные, модные, мастерски подобранные под актрису.
Умница и скромница Катерина
С первых кадров героиня Веры Алентовой в своем скромном сарафане с отделкой ручной работы покоряет своей искренностью. Ее наряды скромны, без тени пафосности, просто подобраны по фигуре. Они не отвлекают от образа старательной умной провинциальной девушки, желающей добиться успеха.
В сцене, когда девушки принимают гостей в квартире профессора, Катерину нарядили в костюм Людмилы. Мы видели его на ней в начале фильма. Ведь у героини не было своих модных и ярких вещей, пришлось подруге одолжить ей одежду.
Но во второй части, когда взрослая Катерина становится руководителем, ее костюмы меняются на более дорогие. Твидовую ткань, например, для делового костюма Катерины-директора доставали с огромным трудом. Есть и сцены, где вера Алентова снималась в собственной одежде. Желтый плащ в сцене свидания Катерины с любовником Володей – ее личный.
Образцовая жена и мать – неброские костюмы Тоси
Героиня Раисы Рязановой Тося призвана была олицетворять собой идеальную жену, мать, невестку. Над ее костюмами трудиться практически не приходилось. Единственное, что нужно было выдержать дух времени. Но платьев подобного фасона и кроя было навалом у любой работницы Мосфильма. Раньше в них ходило полстраны. Поэтому скромную и тихую Тосю с помощью костюмов лишь молодили, а потом старили. Остальное образ самой героини говорил за себя.
«Москва слезам не верит» - картина эпохальная. Костюмы героев сыграли в нем огромную роль, перенося нас сквозь годы и десятилетия. Работа Жанны Мелконян была высоко оценена специалистами, а любовь зрителей к образам главных героинь стала для мастера лучшей наградой.