Коронавирус стремительно распространяется по миру и оказывает свое пагубное влияние на все отрасли жизни людей. Он добрался уже и до России, где число зараженных превысило 50 000 человек. Но и это далеко не самое страшное. Экономика страны сильно зависит от добычи и экспорта углеводородов. И 20 апреля нефтедобывающие компании ждал один очень неприятный сюрприз. В 8 утра по Гринвичу открылись торги на Лондонской бирже ICE, и на этот момент цены на нефть находились на отметке немного ниже 15 долларов за баррель. Котировки снижались на протяжении всего дня и в 19:11 вечера по Москве преодолели отметку в 10 USD. Это стало настоящей катастрофой для российских нефтедобывающих компаний, поскольку добыча одного барреля обходится им практически в 40 USD. Но и на этом все не закончилось. Еще через два часа стоимость упала до минус 6,89 доллара. Это стало причиной остановки торгов, однако на Нью-Йоркской фондовой бирже сделки продолжались, из-за чего цены на нефть опустились до минус 40,32 доллара за баррель.
Что пошло не так?
Причин происходящего не понимает никто. С одной стороны, управляющие инвестиционными портфелями и профессиональные трейдеры сейчас стараются как можно больше продать фьючерсов, экспирация которых должна была состояться 20 апреля, но, с другой стороны, это не может привести к столь сильному и резкому обвалу цен.
Исторически сложилось так, что эталоном является нефть марки WTI и Brent. Именно от их стоимости отталкиваются все остальные компании по всему миру. Первая всегда стоила дешевле, поскольку американские месторождения находятся на большом удалении от конечных потребителей, вынужденных нести большие издержки на транспортировку. Но разница в стоимости никогда не составляла больше двух долларов за баррель.
Помимо этого нефтяной рынок лихорадит уже несколько месяцев подряд. Основная причина — это распространение эпидемии COVID-19, повлекшей за собой падение уровня спроса. Несомненно, на котировках сказался и провал сделки ОПЕК+, предполагавшей снижение объема добычи нефти в марте. В результате всего этого в хранилищах нефтедобывающих компаний скопилось слишком много нефти, которую попросту некуда девать.
Однако, несмотря на все это, аналитики находятся в замешательстве. Они не понимают причин обвала цен, ведь у поставщиков нет никакой объективной причины резко распродавать свои запасы. Поэтому, что именно пошло не так и кто за всем этим стоит, остается неизвестным.
Европейская нефть
С ней пока все в порядке. Практически на протяжении всех торгов стоимость фьючерсов колебалась в районе 26 долларов, но это не слишком критично. Общее падение составило 7,3 процента, что в последние несколько лет уже стало нормой. А вот стоимость нефти марки WTI упала на 231,3 %, что уже не идет ни в какое сравнение.
Ситуацию немного сглаживает то, что июльские фьючерсы на поставку нефти Brent торгуются по 29,7 доллара, а августовские — по 32 USD. Аналогичная ситуация наблюдается и на американском рынке. Но какие-либо прогнозы экономисты и аналитики делать пока не берутся.
Судьба России
Российские нефтедобывающие компании могут сильно пострадать от всего происходящего. Так, например, стоимость отечественного сорта Urals напрямую зависит от WTI и Brent. Компания берет актуальные рыночные цены и предоставляет от нее скидку конечным потребителям. А учитывая то, что они опустились ниже нуля, то о какой скидке может идти речь?
Вчера на момент закрытия торгов стоимость нефти Urals остановилась на отметке минус три доллара. На рынке фьючерсов ситуация более оптимистична, однако в среднесрочной перспективе они также могут подешеветь. Специалисты придерживаются мнения, что в результате так и случится, и контракты будут торговаться в районе 10 долларов.
Для России это не самые радужные перспективы, поскольку в федеральный бюджет заложена стоимость нефти на уровне 42 долларов. Если в ближайшее время ситуация на мировом рынке не стабилизируется, то под угрозой могут оказаться многие запланированные проекты.
Значение обвала
Ведущие аналитики крупнейших инвестиционных компаний сходятся во мнении, что обвал носит больше символический характер. Поэтому ничего подобного в ближайшем обозримом будущем произойти не должно. В конце лета многие страны начнут снимать наложенные в связи с коронавирусом ограничения, поэтому объемы продажи нефти должны пойти вверх, что положительно скажется и на котировках.
Чтобы понять истинное значение обвала, трейдеры более склонны обращаться к психологии. Все принимаемые ими решения связаны с тем, к каким важным отметкам приближается цена. Если она опустилась к сильному уровню поддержки, то эмитенты начинают активно покупаться, а если к сопротивлению, то, наоборот, продаваться. Если происходит пробой значимого уровня, то принимаются уже совершенно другие торговые решения. Именно поэтому рынок цикличен и стремительные подъемы периодически сменяются обвалами.
Кто на текущий момент пострадал больше всех?
Случившийся 20 апреля обвал цен на нефть сильно ударил по спекулянтам. Они больше других ощутили этот удар, потеряв миллионы долларов всего за один день. Большую часть углеводородов трейдеры продают через долгосрочные контракты, а остаток реализовывается посредством фьючерсов. Если рынок начинает идти против господствующего тренда, то спекулянты терпят большие убытки. Сейчас для них критически важно избавиться от всех фьючерсов, имеющихся в их портфелях. Если они этого не сделают, то придется принимать физические поставки нефти. Чтобы этого не допустить, они вынуждены распродавать контракты каждому встречному, что лишь усиливает всеобщую панику и снижение котировок.
Заключение
Как будут разворачиваться события дальше, пока неизвестно. Прежде чем строить какие-либо прогнозы, необходимо сначала понять причину происходящего. А сделать это ни у кого пока не получилось. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это то, что случившийся обвал сильно ударит как по нефтедобывающим компаниям, так и по экономике многих стран.
Напоследок хотелось отметить, что не нужно отчаиваться. Будем надеяться, что в ближайшее время все закончится и жизнь вернется на свои места. Берегите себя и своих близких людей!