Янар Даг, Азербайджан: гора, на которой огонь пылает 4 тысячи лет и никогда не гаснет | Nastroy.net

22.06.2019 19:41

«Этот огонь горит уже на протяжении 4000 лет и никогда не затухает»,- говорит Алиева Рахила. Она рукой указывает на высокие яркие языки пламени, которые беспокойно танцуют на 10-метровом участке холма, делая жаркий день еще жарче. Это Янар Даг – «горящий склон горы», который находится на Апшеронском полуострове Азербайджана. Здесь Рахила работает гидом.

Природа огненной горы

Янар Даг – это склон горы, на котором спонтанно возникает сразу несколько пожаров. Они во все времена очаровывали и пугали путешественников посещающих Азербайджан. Это явление представляет собой побочный эффект обильных запасов природного газа страны. Они иногда просачиваются на поверхность. Венецианский исследователь Марко Поло писал о загадочных явлениях, когда он проходил через страну в 13 веке. Другие торговцы Шелкового пути приносили новости о пламени, поскольку они путешествовали в другие страны. Именно поэтому страна получила прозвище «страна огня».

Еще одна местная достопримечательность — расположенная на вершине горы пещера со зловещим названием «Волчьи врата». Говорят, когда-то здесь обитала стая волков, другие утверждают, что наскальные рисунки на стенах пещеры являются доказательством пребывания здесь первобытных людей. Согласно местным легендам, здесь обитали первобытные племена, которые поклонялись огню. Примечательно, но культ огня активно распространялся на территории Азербайджана в течение многих столетий.

Влияние огненной горы на религию Азербайджана

Такие пожары когда-то были в Азербайджане в изобилии, но из-за того, что они привели к снижению давления газа под землей, мешая коммерческой добыче газа, большинство из них было потушено. Янардаг - один из немногих оставшихся примеров, и, пожалуй, самый впечатляющий.

В свое время пожары на склоне горы сыграли ключевую роль в Древней зороастрийской религии, которая была основана в Иране и процветала в Азербайджане в первом тысячелетии до нашей эры. Для зороастрийцев огонь является связующим звеном между людьми и сверхъестественным миром и средством, через которое можно обрести духовное прозрение, мудрость. Это очищающая, поддерживающая жизнь и необычайно важная часть поклонения.

Сегодня большинство посетителей, которые приезжают к Янар Даг, приходят сюда ради зрелища, а не для религиозного исполнения. Наиболее впечатляюще выглядит гора зимой, особенно в ночное время суток. В этот период падает снег, а его хлопья растворяются прямо в воздухе, не касаясь поверхности земли.

Горящий тысячелетия пожар – миф?

Несмотря на заявленную древность пламени Янар Дага, некоторые ученые утверждают, что этот огонь, возможно, был зажжен только в 1950 годах. Доказать этот факт пытались многие специалисты, однако в древних манускриптах и дневниках путешественников, которые посещали эти края, можно увидеть записи о горящей горе Янар Даг. Это подтверждает историю о том, что пламя существует уже много веков.

Атешгях - храм огня

Для того чтобы лучше понять историю поклонения огню в Азербайджане, туристам рекомендуется обязательно посетить храм огня Атешгях, который находится восточнее Баку. «С древних времен последователи культа огня считают, что их божество живет именно в этих местах»,- утверждает гид, провожая посетителей внутрь пятиугольного комплекса. Он был построен индийскими поселенцами в промежутке между XVII и XVIII веками.

Огненные ритуалы на этом месте датируются X веком и ранее. Название Атешгях происходит от персидского «дом огня», а центральным элементом комплекса является алтарь с куполом, построенный на вентиляционном отверстии для природного газа. Здесь на центральном алтаре до 1969 года горел естественный Вечный огонь, но в эти дни пламя питается от магистрального газоснабжения Баку и зажигается только для посетителей.

Шеки – город караванов и ханов азербайджанского Шелкового пути

Этот комплекс находится у подножия горы Янар Даг. Примечательно, что сегодня, как и несколько столетий назад, он готов принять многочисленных путешественников и туристов. Архитектура комплекса гармонично сочетает в себе элементы индийской и иранской культуры.

Построенный в стиле караван-сарая, комплекс имеет обнесенный стеной внутренний двор, окруженный 24 камерами и номерами. Ими по-разному пользовались паломники, проходящие мимо купцы (пожертвования которых были жизненно важным источником дохода), ханы и местные аскеты, некоторые из которых подвергали себя таким испытаниям, как лежание на едкой негашеной извести, ношение тяжелых цепей или удерживание руки в одном положении в течение многих лет подряд. Жрецов культа огня можно встретить здесь до сих пор.

Храм вышел из употребления в качестве места поклонения в конце 19-го века, в то время, когда развитие окружающих нефтяных месторождений означало, что почитание Мамоны приобретало более сильное влияние.

Комплекс стал музеем в 1975 году, а объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО - в 1998-м. Сегодня он принимает около 15 000 посетителей в год.

Источник