Боро Хакни – элитный район Внутреннего Лондона – постепенно превращается в архитектурный музей под открытым небом. И все благодаря стараниям офицера ордена Британской империи сэра Дэвида Аджайе. В 2001 году его студия Adjaye Associates создала «Грязный дом», в 2006-м – «Затонувший дом», а в начале 2020 завершила работы по переоборудованию «Дома крота».
Очень странные дела
До середины 2000-х обветренный временем викторианский особняк на 121 Mortimer Road ничем не выделялся среди окружающих строений. Разве что соседи с настороженностью посматривали на его чудаковатого владельца инженера Уильяма Литтла, жившего в доме с 1960 года.
Все изменилось в 2006-м, когда дорога перед строением обрушилась, обнажив сеть подземных тоннелей, расходящихся от особняка в разные стороны. Некоторые достигали длины 20 метров. А все началось с углубления подвала для винного погреба. После этого события Лондон обзавелся новой достопримечательностью – «Домом крота».
Удачное приобретение?
Уильяма Литтла впоследствии со скандалом выселили, а строение выставили на аукцион. Естественно, став местной достопримечательностью, его захотели купить многие. Но на «Дом крота» положил глаз дуэт известных в Британии художников Тим Нобл и Сью Вебстер. Именно для Сью и приобретался особняк с затопленным подвалом и провалившейся крышей за 1 120 000 долларов.
Сохраняя атмосферу
Сью и Тим как раз являются владельцами «Грязного дома», расположенного в этом же районе. Автором известного арт-объекта был архитектор Дэвид Аджайе. По старой дружбе художники обратились к маэстро за помощью.
Изначально Сью хотела получить уютное викторианское гнездышко, устав от минимализма «Грязного дома». Однако Аджайе переубедил, что нельзя нарушать магию места, ареол таинственности и тлена, которые окутывают строение.
В качестве компромисса архитектор предложил оставить фасад как есть, а разгуляться по полной при проектировании дизайна внутренних помещений. Часть стен оставили голыми, без отделки. Часть декорировали штукатуркой и экологичными материалами.
Так родилась двойственность пространства. С одной стороны – в духе модного минимализма, с другой – в традициях викторианского уюта.
Обрушившуюся скатную крышу решили не восстанавливать, чтобы не портить атмосферу, заменив ее плоской, со встроенными раздвижными окнами.
В доме много «теплого» дерева: пол, лестницы, мебель. И «холодного» бетона, нарочито зияющего необработанными стыками. Холод и тепло компенсируют друг друга.
В целом ремонт получился весьма модным. Специалистам студии Adjaye Associates удалось с одной стороны сохранить атмосферу «Дома крота», с другой – сделать внутреннее пространство пригодным для жизни, но с архитектурной изюминкой.