Каждая эпоха наполнена особыми событиями. Люди, живущие в каждый конкретный период времени, мыслят несколько иначе, чем их потомки. Многим нашим современникам хочется подробнее рассмотреть пушкинскую эпоху. Чем тогда жили люди? Какие у них были чаяния и стремления? Без знания этого не понять Татьяны Лариной, написавшей письмо Онегину. Также трудно понять, почему Онегин первым выстрелил в Ленского на дуэли. Погружение в пушкинскую эпоху дарит нам понимание поступков живших тогда людей.
Искусство и повседневность
Высшее проявление культуры - искусство, но в основе лежит повседневность. С детства человек начинает изучать искусство социального поведения. В истории бывают времена, когда вся структура общества резко меняется. Тогда даже повседневное поведение нужно изучать, как ритуал. В России такой внезапный поворот многие связывают с именем Петра I. Тогда очень быстро менялась мода, развивалось искусство, совершенствовались практически все сферы жизнедеятельности.
Мы наблюдаем один из самых сложных универсальных механизмов культуры - создание контекста эпохи. Мы видим, как отдельное произведение встраивается в мозаику текстов. Татьяна написала свое письмо на французском. В то время в определенных кругах было модно говорить на этом языке. В XIX веке французский был языком «честной» религии. Татьяна искала образцы писем в работах своих любимых писателей-французов. Дневники, альбомы, письма позволяют с большой уверенностью представить себе людей пушкинского времени.
Любовь и брак
Молодые люди 1820-х годов не были похожи на наших современников. Брак - важный этап в жизни каждого из них. Свадьба - это таинство, а развод в то время был практически невозможен. Девушку считали невестой в четырнадцать лет. В этом возрасте она уже присутствовала на балах, где молодые люди искали невесту. Большинство браков планировалось заранее. В основе многих из них лежал расчет. Романтики считали эмоции важнейшим условием счастливого брака. Нормой «романтического» поведения в начале XIX века было «похищение» невесты, после чего сваты отправлялись договариваться с родителями. После свадьбы начиналась семейная жизнь. Зачастую супруги только тогда понимали, что они слишком разные. Именно поэтому игра в любовников в те времена не считалась чем-то очень ужасным. Люди просто заполняли душевную пустоту.
Дуэли
Дуэли вошли в русскую реальность еще во времена Петра I. Дуэль не приветствовалась и каралась законом. За это могли приговорить к смертной казни. Однако в глазах общества человек с такой историей казался героем, а барышни влюблялись в молодых страдальцев. Но не всегда дуэль имела своей целью убийство. Поединок чести основывался на соблюдении строгих правил. Поведение индивида как на дуэли, так и на поле боя создавало ему репутацию храброго или трусливого человека. Отказаться от дуэли или показать трусость во время поединка значило покрыть себя позором. Лучше погибнуть и остаться в глазах родных и друзей героем.
Балы и маскарады
Бал - особое событие в XIX веке. Для молодой девушки первый бал - это повод для волнения. Там ее увидят в красивом бальном платье, там будет много важных людей, чье мнение считалось важным. Несмотря на строгий порядок, бал допускал множество возможностей для общения. Бальный сезон начался поздней осенью и продолжался почти всю зиму. Основным танцем бала считалась мазурка.
В 1830 году в России впервые открыли публичные балы и маскарады. Попасть на них было не очень сложно. Нужно было купить билет и надеть соответствующий наряд. Маска - это освобождение, игра, в которой все становится возможным. Она избавляет от чинов и титулов, давая отдохнуть от бесконечных штампов. Благодаря маскам светская дама могла танцевать с рядовым чиновником, которого никогда бы не приняла в своем доме.
Роль театра в русской культуре
В России театр появился довольно поздно, если сравнивать с европейскими странами. Большой любительницей спектаклей была дочь Петра I императрица Елизавета Петровна. Она не только приглашал итальянские труппы, но и требовала, чтобы придворные приходили в театр на все спектакли. Во времена Пушкина русская аристократия страстно полюбила театр. Он стал своего рода клубом, где каждый день можно весело провести время. Молодых людей привлекал волшебный мир сцены, очарование балета, величественная красота трагедии.
Вокруг юных актрис из театральной школы развернулась особая жизнь, полная ярких событий и приключений. Букеты и подарки артистам в театре не вручали, но нередко после яркого выступления поклонники привозили им домой кольца, серьги, часы или колье с драгоценными камнями. Особенно балет процветал во времена Пушкина.
Интерьер дома
Эта сфера быта была полностью на плечах женщины. Стиль жизни и социальная принадлежность отражались в том, как одевается женщина, как выглядит ее дом. Поэтому, приглашая гостей, было очень важно уделить внимание каждой детали. В середине XIX века дамасские обои были знаком старины, а в 1800-х годах они были самыми модными. Во времена Екатерины в Россию пришла из Европы китайская мода. Во всех богатых домах появились «китайские» комнаты и павильоны.
Обычные городские или деревенские дома были однообразными. В сенях оборудовали отхожие места. Далее располагался ансамбль из таких комнат: кухня, столовая с четырьмя окнами, гостиная с тремя окнами и диваном, спальня. Спальни выходили окнами во двор. Интерьер был везде практически одинаков – стулья, покрытие ситцем, который для лучшей сохранности закрывался тканью попроще. Многие русские писатели родились и провели детство в своем имении. Для нас имя Лермонтова ассоциируется с Тарханами, Льва Толстого - с Ясной Поляной. Корни этого явления следует искать в российской истории. Петр I позволил дворянам самостоятельно решать, поступать на службу или оставаться в своем имении. Поэтому часто усадьбами заведовали пожилые люди.
Архитектура замковых построек издавна была простой. Окна холла и гостиной выходили в сад. Сад или парк были обязательными составляющими усадьбы. Если их не было, если в усадьбе не варили варенье и не угощали яблоками, это считалось отклонением от нормы. Состоятельные семьи проводили лето в деревне, а зимой уезжали в город - то ли в провинцию, то ли в столицу.
Встречи в салонах
Жизнь и обычаи пушкинской эпохи сильно отличаются от того, к чему привыкли мы с вами. К примеру, нельзя было просто сходить в гости в любое время. Для этого требовалось приглашение. Чаще всего причинами выйти в свет бывали балы или театральные постановки. Но скучающие дамы придумали еще и литературные вечера в салонах. В Москве дом княгини Волконской был местом встречи всех замечательных личностей того времени. Здесь собирались представители элиты, люди интеллектуального труда - писатели, журналисты, поэты, художники. Особая атмосфера царила на таких встречах. Они устраивались, чтобы пообщаться в неофициальной обстановке, послушать музыку или стихи, обсудить интересующие вопросы.
Основа мужского костюма - фрак. Фраки шили из гладкой ткани, но ткани с рисунком были разрешены. Воротник фрака был выполнен из бархата разных цветов. Под фраком носили белую рубашку с высоким воротником. Мужчины делали короткие стрижки. Были в моде бакенбарды и бороды. Женская одежда по-прежнему отличалась завышенной талией. Если в начале XIX века носили преимущественно белую одежду, то в 20-х годах она стала красочной, но простой.
Мода для русской аристократии
Все, о чем мы сегодня говорим, актуально для аристократов, а не для крестьян. Представители из народа одевались очень скромно. В основе их одежды лежали изделия из льняных тканей. Из них шили рубахи, юбки, сарафаны, передники. Часто эти ткани окрашивали в домашних условиях. Зимой надевали овечьи полушубки и кафтаны. Основной обувью являлись лапти. Их носили летом и зимой.