Мы все чувствуем угнетающее присутствие правил. Общественные места, организации, званые обеды, даже отношения и случайные разговоры изобилуют правилами, которые, по-видимому, служат для того, чтобы диктовать каждый наш шаг. Тем не менее многие выступают против того, чтобы правила были оскорблением нашей свободы, поэтому их стоит нарушать.
Оправданность правил
Однако проблема заключается не в правилах, нормах и обычаях в целом, а в их неоправданности. Чтобы это понять, нужно представить жизнь в мире без правил. Помимо того, что наши тела следуют некоторым очень строгим и сложным биологическим законам, без которых мы все были бы обречены, есть правила русского языка. В байронические моменты художественного индивидуализма каждый мечтал об освобождении себя от них. Но действительно ли эта новая языковая свобода принесет пользу или освободит мысли?
Подумайте также о том, как правила являются сущностью спорта, игр и головоломок, даже если все их цели якобы забавны. Но шахматы или футбол без правил не были бы шахматами или футболом - они были бы совершенно бесформенными и бессмысленными действиями. Действительно, игра без правил - это вовсе не игра.
Множество норм повседневной жизни выполняют точно такую же функцию, что и правила игр - сообщают нам, какие «движения» мы можем и не можем делать. По этой причине существуют правила о вождении по левой или правой стороне, остановке на красный свет, очереди, невозможности мусорить, культуре поведения в обществе и так далее. Они являются строительными блоками гармоничного общества.
Зов хаоса
Конечно, долгое время у некоторых людей было стремление к созданию менее формализованного общества, мира, где свобода личности имеет приоритет: анархии.
Проблема анархии заключается в том, что она по своей природе нестабильна - люди постоянно генерируют новые правила, регулирующие поведение, общение и экономический обмен, и делают это так же быстро, как и перестают следовать старым правилам.
Политэкономист Элинор Остром (который получил Нобелевскую премию по экономике в 2009 году) говорит о явлении спонтанного правила строительства общества, когда люди должны коллективно управлять общими ресурсами, такими как земли, вода для орошения и т. д. Она обнаружила, что люди коллективно составляют правила, скажем, сколько крупного рогатого скота один человек может пасти, где и когда он может это делать. Они не просто придуманы правителями и навязаны сверху вниз - вместо этого они часто возникают из-за потребностей взаимоприемлемых социальных и экономических взаимодействий.
Наличие и соблюдение правил отличает человека от животных
Стремление отменить несправедливые или бессмысленные правила вполне оправдано. Но без каких-либо правил - и некоторой тенденции для нас придерживаться их - общество перестанет быть цивилизованным.
Правила характерны именно для человека. Конечно, в поведении животных можно увидеть определенные ритуалы, например, причудливые и сложные танцы ухаживания - но эти паттерны связаны с их генами, а не изобретены прошлыми поколениями животных. В отличие от зверей люди устанавливают и поддерживают правила, наказывая за их нарушение, а шимпанзе - наши самые близкие родственники - нет. Это животное может отомстить тому, кто украл их пищу, но если жертвой стал их родственник, оно ничего не сделает.
Люди начинают придерживаться правил еще в раннем возрасте. Эксперименты показывают, что к трем годам детей можно научить совершенно произвольным правилам игры. Мало того, когда «кукла» (контролируемая экспериментатором) появляется на сцене и начинает нарушать правила, дети будут критиковать ее и пытаться научить производить правильное действие.
На самом деле, несмотря на протесты против правил, они кажутся заложенными в нашей ДНК. Фактически способность нашего вида фиксировать и применять произвольные правила имеет решающее значение для нашего успеха как вида. Если бы каждому из нас приходилось оправдывать каждое правило с нуля (почему мы едем с левой стороны в одних странах и с правой в других; почему мы говорим «пожалуйста» и «спасибо»), наш разум перестал бы развиваться. Вместо этого мы можем изучать чрезвычайно сложные системы языковых и социальных норм, не задавая слишком много вопросов.
Инструменты тирании
Однако правила могут стать инструментом тирании. У людей есть сильное желание навязывать модели поведения - правильное написание слов, прикрывание головы в церкви, слушание гимна стоя - независимо от их оправданности.
Опасность состоит в том, что люди могут настолько пылко относиться к произвольным правилам одежды, ограничениям в питании или надлежащему обращению со святыми, что могут требовать самых суровых наказаний для поддержания их точки зрения. Политические идеологи и религиозные фанатики часто подвергаются такому возмездию, впрочем как и репрессивные государства. Не только нарушение правил, но и их критика превращается в преступление, требующее наказания.
Ограничение свободы
Есть также понятие «ползучесть правил». Оно означает появление все новых и новых правил, их расширение до таких границ, личная свобода все больше ограничивается. Причем часто они переходят за рамки первоначальных намерений. Например, ограничения на ремонт старинных зданий могут быть настолько строгими, что процесс станет невозможен в принципе и здания разрушаются. Дорога в ад не просто вымощена благими намерениями, она окутана правилами, которые поддерживают эти благие намерения, какими бы ни были последствия.
Любые правила должны опираться на наше согласие. Так что, пожалуй, стоит следовать правилам, но перед этим нужно всегда спрашивать, почему.