Александр Грин обладал удивительной способностью воссоздавать в своем воображении место действия романа с необыкновенными подробностями. Его описания пейзажей, городов и стран сочетают в себе картографическую точность и яркую, живую образность. Поэтому даже таверны, дома и корабли в произведениях Грина обладают своей душой, своим неповторимым лицом и характером. И по количеству упоминаний в книгах можно сказать, что Зурбаган - это одно из главных мест мира гриновских грез.
Гринландия
Люди, читавшие другие произведения Грина, кроме наиболее известной повести "Алые паруса" и романов "Бегуая по волнам" и "Блистающий мир", замечали, что истории во всех книгах, хоть они и не связаны между собой напрямую или сюжетом, тем не менее происходят в одном вымышленном мире. Из романа в роман, из рассказа в рассказ повторяются названия рек, островов и мысов, создавая ощущение единой сказочной реальности. Модное слово "фэнтези" к Гринладии применить вряд ли удастся: в книгах наравне с вымышленными существуют и настоящие топонимы: Китай, Индия, Новая Гвинея. Однако, несмотря на необычный сплав реальности и выдумки, мир произведений Грина не имеет ничего общего с нашим. Гринландия - это отдельная вселенная, со своими уникальными жизненными законами и принципами.
История появления
В тексте ни одной из книг не говорится прямо о столице или главном городе Гринландии, однако его нетрудно угадать. Основываясь на том, как часто поминают его гриновские герои, можно судить, что это Зурбаган - место действия многих произведений Грина. Впервые он появляется в рассказе "Лужа Бородатой Свиньи" 1912 года. Однако там он упоминается лишь как безликое название, и только в 1913 году, когда был написан "Зурбаганский стрелок", город обрел свое неповторимое лицо и стал одной из важнейших точек на карте Гринландии. И потом он беспрестанно появляется в произведениях Грина, то становясь центральным местом действия, как в рассказе "Вокруг света", то лишь вскользь мелькая в разговоре персонажей. Последнее происходит достаточно часто - название выдуманного города Зурбаган можно услышать в рассказах "Сто верст по реке", "Корабли в Лиссе", романе "Бегущая по волнам".
Так что это - Зурбаган?
Имена, которыми Грин наделяет своих персонажей, экзотичны. Они не могут так очевидно раскрыть суть персонажа, как делают имена-характеристики Скотинина, Стародума, Собакевича. Их значения не прописаны в общежитейском лексиконе. Однако они звучат и своим звучанием будят в человеке ассоциации. Эмоциональное восприятие имен безошибочно: читатель угадывает характер и настроение героя.
Иногда фонетика имен собственных рассказывает и о географических названиях. Шумный Зурбаган в рассказе "Вокруг света" - образ большого капиталистического города начала двадцатого века. В его названии слышен стук трамвайных колес, гудение фабричных машин. Здесь Зурбаган - это олицетворение мира, где всем правят деньги, где мысли и намерения внешне свободного человека покупаются и продаются. Такой образ, не соответствующий общему настроению и виду других городов Гринландии, подтверждает: сказочный мир Александра Грина - не сплошь радужная феерия, в нем есть место отражению темных, неприглядных сторон человеческой души. Принципиальное отличие – это то, что писатель сразу отчетливо определяет их место в общей картине: никогда искалеченные нравственные ценности не торжествуют в Гринландии.
Однако строгие каноны выдуманного мира не прописаны, и образ города может меняться от книги к книге. Так, в "Зурбаганском стрелке" рассказчик хоть и описывает город как носитель "банального штампа цивилизации - электричества, ярких плакатов, больших домов и испорченного фабричными трубами воздуха", он не забывает и о его оригинальности - тенистых садах, узких улочках, каменных лестницах и арках. Интересный прием: все низкое, грязное, порочное в Зурбагане связано с любыми проявлениями технического прогресса, а возвышенное, чистое и благородное - с романтическими, несколько старомодными элементами. Поэтому рассказчик особенно в описании выделяет гавань и парусные суда у причала, хотя из контекста ясно, что Зурбаган - это город с уровнем развития, соответствующим началу двадцатого столетия.
В сравнении с другими городами Гринландии
Писателю необходим контраст, чтобы в нем ярче проявилась суть явления. И в Гринландии сталкиваются два города: идиллический и живописный Лисс, который "посещался и посещается исключительно парусными судами", и Зурбаган с его торгашеским духом и "крикливой улицей Полнолуния". В рассказе "Корабли в Лиссе" герой получает прижизненное признание и всенародную любовь; на романтически-обобщенной картинке изображена полная гармония человека с миром. А Жиль, пустившийся в путешествие вокруг света по прихоти богача-самодура, находится в конфликте с жестоким, низким, недостойным его миром. Так, фон Зурбагана используется Грином, чтобы резче очертить, выделить необыкновенные качества и силу духа главного героя - характерного представителя созданного писателем мира.