«Встречают по одежке» — это выражение справедливо и для компьютерных игр. Неискушённый геймер в первую очередь оценивает игру по графике. Конечно, в итоге не все графонистые игры оказываются лучшими, но и пробиться из ноунейм-франшизы в нечто серьёзное без графония получается крайне редко. Далее будет список игр, графика в которых опередила своё время, и, конечно, всё это не претендует на объективность. Ежегодно выходят сотни игр, десятки из них имеют выдающуюся графику — и так было всегда. Но всё же есть игры, на которые так или иначе равнялись жанры, а порой и целые поколения консолей и ПК. Чтобы описать все эти игры, понадобится не менее 100 пунктов, поэтому ты можешь помочь, напомнив о недостающем звене эволюции в комментариях.
Computer Space (1971)
Графика этой игры опередила своё время, просто потому что это первая игра с графикой. Геймплей прост: два космических корабля управляются двумя игроками; кто подобьет противника первым — тот и победил. Несмотря на инновацию, игра провалилась с коммерческой точки зрения. Управление оказалось слишком сложным, и тогда стало ясно: графика, конечно, крутая штука, но удобство для игрока не менее важно.
Tempest (1980)
Первая компьютерная игра с цветной векторной графикой и увеличивающимся уровнем сложности. Вектор — это то, что было до полигонов. Если по-простому: каждый вектор может иметь свой цвет, свою длину и ширину, и из отдельных векторов создаются объекты. Полигоны — это когда у объекта много вершин и граней, каждая из которых может иметь свой цвет и свои свойства. Tempest — это попытка перевести популярнейшую Space Invaders в 3D. Попытка оказалась удачной, и игра получила статус культовой.
I, Robot (1983)А вот и первый адекватный представитель полигональной графики в 3D. Если сравнить её с любой игрой тех лет, может показаться, что это какая-то ошибка: слишком разительны отличия. В 1983 году программисты писали первые примитивные игры для NES (Dendy). Это были простейшие 2D-игры со скудной цветовой палитрой. А тут настоящее и сочное 3D, ещё и с каким-то сюжетом. Неудивительно, что игра так и осталась эксклюзивом для игровых автоматов: первые домашние игровые системы, способные брать такие высоты, появились только в 90-х.
After Burner (1987)
Игра показала, что 3D-объектов на экране может быть много и они могут двигаться быстро. Очень быстро! Хотя сама она и не была трехмерной. Геймплей прост как дважды два: вид сзади; управляем самолётом и гасим бесконечное множество врагов, облетая препятствия и уворачиваясь от ракет.
Galaxian 3 (1990)
Ещё один «жулик» в номинации «Графоний, опередивший время». Игра тоже эксклюзив для игровых автоматов. Первый тир с графикой «как в кино» (хотя сейчас так уже не кажется, но по тем временам это было непостижимо). Игроку предлагается занять одну из орудийных башен космической станции и отстреливать качественные 3D-модельки врагов под профессиональную озвучку актёров. Для достижения такого качества разработчикам пришлось использовать лазерные диски: на привычные носители игра просто не помещалась. Портировать на домашние системы её смогут только через 5 лет.
Soul Blade (1995)Первый файтинг, который реально смог в 3D. Попытки перевести жанр на новый уровень начались ещё в середине 80-х и не прекращались с тех пор. Всякий раз получалось либо нечто страшное визуально, либо жутко медленное. А вообще-то, чаще и страшное, и медленное (привет, Virtua Fighter!). Soul Blade продемонстрировал ураганный геймплей и потрясающую картинку: все персонажи были уникальными как внешне, так и по набору приёмов. Очень скоро появятся Virtua Fighter 3 и Tekken 3, которые графически обойдут Soul Blade, но всё же именно он окончательно подтвердил, что файтингам пора выходить на новый уровень.
Shenmue (1999)
«Шемну» вышла на стыке поколений консолей и на рубеже веков, вытесняя таким образом гигантов вроде Resident Evil или GTA 3. «Охлади своё траханье» — дай объяснить. Например, Resident Evil 2 — шикарная игра. Совершенно точно: одна из лучших для PS1. Но было с десяток игр, равных ей по графике. GTA 3 — культовая игра, породившая новый жанр и бесчисленное множество клонов, но «картинка» в «Шенму» несоизмеримо лучше, чем у обоих конкурентов.
Кроме картинки «Шенму» тоже имеет открытый мир. Он гораздо меньше, чем в «Угонщике», но намного более проработанный. А такой уровень лицевой анимации, как в Shenmue, будет достигнут лет через 5. Выйдя в 1999 году, «Шенму» способна потягаться с любой игрой для PS2 вплоть до 2004–2005 годов. Игра, к слову, не особо известная у нас, потому что выходила эксклюзивом на не самой популярной консоли Sega Dreamcast.
Doom 3 (2004)
«Дум» — как много в этом слове! Первая часть была прорывом жанра на новый уровень, вторая закрепляла каноны, а третью пришлось ждать десять лет. Впрочем, ждали не зря, и Doom 3, так не любимый многими, снова стал прорывным. В этот раз — в области освещения. Персонажи стали отбрасывать реалистичные тени в зависимости от источника света и его интенсивности. Скриншот с монстром, у которого одна часть морды освещена, а другая — в тени, будоражил воображение. Именно третья часть стала эталоном производительности персонального компьютера: на вопрос консультанта в магазине «Какой компьютер Вы хотите?» отвечали: «Чтобы шёл Doom 3».
Crysis (2007)Шутер от первого лица, остановивший время на целое поколение. Серьёзно, он даже сегодня смотрится более чем достойно. Выйдя в самом начале нового поколения игровых систем, до самого его конца оставался конкурентом для кого угодно. А вообще-то, на «ультрах» он по-прежнему может конкурировать с любыми консольными новинками.Нельзя не отметить, что на момент выхода «Крайзис» был чем-то мифическим: чтобы запустить его, нужен был реально мощный комп, а на максимальных настройках он вообще не пошёл бы ни на одном домашнем компе тех лет. Это не ради красного словца: «Крайзис» был готов полностью раскрыть свой графоний только на видеокартах с гигабайтом памяти. Такие карты появились через пару лет после релиза игры.
Uncharted 4 и Tomb Raider (2013)
Игры, вышедшие почти в одно время, обречённые на сравнение и вечный холивар. Обе игры потрясающие. Без всяких сомнений, они — эталон жанра «приключенческий экшен», и на них будут равняться ещё долгие годы. Технически Лара всё же превосходит конкурента, но при некоторых условиях. Tomb Raider должен запускаться на ПК и на ультранастройках, тогда картинка будет лучше — это хоть и мелкое, но жульничество. Потому что топовый ПК, естественно, несоизмеримо мощнее уже устаревшего железа PS4, и если бы Uncharted был портирован — картина могла бы измениться. Но по факту имеем то, что имеем. Лара показала, как должен выглядеть трипл-эй-проект, а Нейтан Дрейк останется тем, кого непременно будут вспоминать при упоминании PlayStation 4.
Battlefield 1 (2016)
Battlefield — это всегда о графике и всегда о мощном ПК. Battlefield 1 — это очередная игра-мерило: современный компьютер собирают так, чтобы «Батла» шла. Одна из первых игр с применением технологии «трассировки лучей». Впрочем, картинка и без всяких трассировок просто поразительная. Глядя на такие игры, думаешь, что следующим заметным шагом может стать только по-настоящему кинематографическая графика. До которой, судя по всему, осталось одно поколение.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?