Актерская работа - дело неблагодарное. Всегда существует риск того, что оглушительный успех сменится скорым забвением, а в зрительской памяти останутся всего лишь две проходные роли. И это несмотря на десятки созданных ранее серьезных образов. Именно так и случилось с Любовью Добржанской.
Ее помнят по двум ролям. Одна из них - это мама из рязановского фильма "Берегись автомобиля", а вторая - родительница Жени Лукашина, которую его невеста Галя назвала "мировой мамой", из "Иронии судьбы" того же режиссера. И большинство зрителей не догадывается, что эта актриса некогда была театральной примой мирового уровня.
На театральных подмостках
Родилась Люба в дворянской семье, в Киеве. По поводу ее года рождения существует путаница. Называют несколько дат - между 1905-м и 1907-м годом. Сама она свое рождение праздновать отказывалась и говорить на эту тему не любила.
С 1924-го года Любовь выступала в Русском драматическом театре. С первого же спектакля она полюбилась зрителям. Восхищение вызывали ее дар перевоплощаться, выразительный грудной голос, яркий темперамент. За короткий срок Добржанская превратилась в одну из самых известных актрис в Киеве. За десять лет ей удалось сыграть больше, чем сто ролей.
В 1934 году она приняла приглашение переехать в Москву для работы в театре Советской Армии. Так в ее карьере произошел новый виток. На спектаклях с ее участием неизменно наблюдались аншлаги, и Добржанскую называли великой актрисой.
Амплуа - киномама
После съемок в ленте "Берегись автомобиля" (1966) Добржанская, что называется, проснулась знаменитой. Это "мама Юрия Деточкина", которую сразу же полюбили. Актрису стали узнавать на улице.
Не менее удачной был и образ, созданный в "Иронии судьбы", - это родительница Жени Лукашина. После выхода этой телевизионной картины актриса уже не могла свободно передвигаться в городском пространстве из-за своей невероятной популярности. В лицо ее знала вся страна.
Далее были и другие роли в кино, так же второстепенные, но уже не имевшие большого резонанса.
Четыре брака и одиночество
В 20-е годы Любовь Добржанская лишилась своего первого супруга - Ивана Червинского, который также работал в Киевском театре драмы. Как-то за игрой в карты он сболтнул лишнего и по доносу был посажен в тюрьму. Не выдержав тяжелых условий заключения, покончил с собой.
Вторым мужем Любови был режиссер Владимир Нелли-Влад, который был заслуженным деятелем искусств Украины. Его она быстро разлюбила и развелась с ним.
В начале 40-х Любовь Добржанская повстречала третьего супруга, которым стал Осип Шахет, талантливый актер и обаятельный человек. Их союз был удачным, и, казалось, проживут они вместе долгую счастливую жизнь. Но вдруг в 1949 году Шахет скоропостижно скончался после сердечного приступа.
Любовь сделала четвертую (последнюю) попытку построить личное счастье. Ее новый избранник - Виктор Кручинин, который был гитаристом, принадлежавшим к знаменитой цыганской семье. Он стал постоянным аккомпаниатором Добржанской на ее концертах. Поженились они в 1950-х гг., прожив вместе до 1975 года. А в январе Виктор умер.
Детей актриса не родила, и после смерти Виктора Кручинина, в связи с которой здоровье Добржанской пошатнулось, поддерживали ее родные и друзья. В основном, в старости за ней ухаживала племянница, но все же она чувствовала очень одиноко. Любовь Ивановна была очень слаба и прожила еще пять лет.