В феврале этого года российскому художнику Владимиру Немухину исполнилось бы 95 лет. Он стал центральной фигурой русского искусства ХХ века. Произведения Владимира Немухина существуют как важнейшие краеугольные камни всех известных ведущих сборников русского авангарда. Работы художника хранятся в личных коллекциях Жан-Жака Герона, Ирины Столяровой, Александра Кроника, Виктора Бондаренко, Фонда семьи Цукановых, художественного фонда "Колодзей" и многих других.
Творческое наследие гения
Наследие Владимира Немухина хорошо сохранилось во многих, если не всех, основных национальных музеях Российской Федерации, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее. Его многочисленные работы были подарены коллекционерам из разных стран, а также Художественному музею Циммерли при Университете Рутгерса (США).
Особенно впечатляющая работа Немухина, которая была приобретена Музеем современного искусства для постоянной коллекции в Нью-Йорке, - это смешанная техника 1966 года под названием «Карты на столе маркетри». Сьюзан Гудман, старший куратор Еврейского музея в Нью-Йорке, прокомментировала: «Мне было больно слышать о смерти Владимира Немухина. Он определенно был великой фигурой в мире искусства. К сожалению, я никогда не встречала художника лично, но видела многие его работы. Он внес значительный и уникальный вклад в искусство в трудные годы советского гнета».
Начало творческого пути
Владимир Николаевич Немухин родился 12 ноября 1925 года на окраине Подмосковья. Юноша учился у художника, который был одним из помощников мастера авангарда Казимира Малевича. На него оказало особое влияние авангардное движение с советскими нонконформистскими группами, включая то, что сейчас называют московским концептуализмом. Он принадлежит ко второй волне русского авангарда.
Ученые описывают Немухина как одного из основных членов «Лианозовской группы» - богемного собрания художников и мыслителей, сформировавшегося в середине 1950-х годов. Общество включало и других советских художников-нонконформистов: Оскара Рабина, Лидию Мастеркову, Евгения Кропивницкого, Льва Кропивницкого и других художников. Он также был одним из ключевых организаторов и участников того, что сейчас называют «Бульдозерной выставкой» конца 1974 года. Это исторический инцидент, в ходе которого советские власти буквально снесли бульдозерами и полностью разрушили выставку произведений искусства художников-нонконформистов.
Немного личного
Лидия Мастеркова и Владимир Немухин хотя официально никогда не были женаты, состояли в отношениях с 1954 по 1968 год. Они взяли в свою семью племянницу Лидии и воспитали ее как свою дочь. Ныне это писатель и искусствовед, доктор наук Маргарита Тупицына. Она написала книгу о своем дяде и других художниках «Искусство московского авангарда: 1922-1992».
В книге Тупицына пишет о художнике так: «В конце 1950-х годов Владимир Немухин осознал, что важность абстрактного экспрессионизма заключается в автоматизме, в его способности стирать привычный образ и достигать состояния «внелитературности». Он назвал социалистический реализм «бредом», настаивая на том, что «негодование наиболее драматично может быть выражено в абстрактном искусстве».
Узнаваемая рука мастера
Один из немногих американских экспертов по послевоенному русскому искусству, который официально представлял Владимира Немухина в США, писатель и консультант по современному искусству Эндрю Саревиц, написал о Немухине: "Вместе со своими соотечественниками художник оставил доказательства того, что искусство даже в условиях худшего подавления может повлиять на мир. И за железным занавесом можно создавать современные визуальные и интеллектуальные идеологии. Немухин представил оригинальные абстрактные образы, настолько заметные и узнаваемые, что они будут жить вне символов и кодов и определять свободу мысли".
Редкий и самобытный стиль
Помимо покойного Дмитрия Плавинского (1937-2012) Владимир Немухин был художником-нонконформистом, чьи работы были разрешены Советским Союзом для включения в выставку 1977 года «Русская и советская живопись: выставка из музеев СССР». «Я не очень хорошо знал Немухина, - пишет один из организаторов выставки, Джон Э. Боулт, ныне профессор кафедры славянских языков Университета Южной Калифорнии и, несомненно, один из ведущих ныне живущих историков русского искусства. - Я встречался с ним время от времени в Москве, но всегда понимал его безжалостное чувство юмора».
После той новаторской выставки работы художника постоянно экспонировались на бесчисленных музейных выставках его жанра по всему миру. Художника везде узнавали по неповторимой манере. Будь то смелые коллажи с его вездесущими игральными картами или кубические портреты, у него был уникальный голос и неповторимый стиль. Под сильным политическим и экономическим давлением он был лидером среди своих сверстников.
Последняя выставка
Одна из последних выставок работ художника при его жизни прошла в Москве, в Музее ART4 - частном учреждении, основанном известным коллекционером современного русского искусства Игорем Маркиным. На выставке был представлен тщательно отобранный набор различных работ, демонстрирующих множество техник, которыми Немухин овладел за свою долгую и легендарную карьеру, включая живопись, скульптуру и графические работы с использованием различных материалов.
Крупная ретроспектива покойного художника состоялась в 2015 году в Московском музее современного искусства (ММСИ). Под руководством директора музея Василия Церетели выставка «Владимир Немухин: грани формализма» была представлена совместно с дочерней выставкой «Лидия Мастеркова: лирическая абстракция».