Человечество на протяжении веков задается поиском цели бытия и смысла жизни, ищет ответы на вопрос о происхождении всего живого. Определенное мировоззрение, желающее познать высший разум, и есть религия. В мире существует множество вероисповеданий. Самые распространенные: христианство, ислам, буддизм. В каждой религии существуют правила поведения, моральные нормы, обычаи и ритуалы.
Значимым событием в первую неделю Великого Поста считается праздник Торжества православия, провозглашающий победу церкви над ересью. Во время этой службы происходит отлучение от церковного общения лиц, совершивших тяжкие прегрешения против храма, т. е. провозглашение анафемы.
Происхождение слова "анафема"
Слово "анафема" греческого происхождения, русское подобие этого термина - "проклятие", получившее в Православной церкви вспомогательное значение - "осуждение на вечные муки". В отличие от временного отлучения или епитимии, преданные анафеме исключаются из церковного общения и получают запрет на принятие таинств до своего полного раскаяния (в истории не известен ни один случай снятия анафемы с основателей еретического учения).
Посвященный божеству
В IV веке термин вошел в употребление в церковной практике. Значение слова "анафема" изменилось с течением времени. Изначально это было посвящение божеству, жертва по данному обету, затем – изгнание, проклятие, отстранение от церковного общения.
Слово "анафема" первоначально использовалось как название для изгнания из церкви, но превратилась в "отделенный, изгнанный, осужденный". Слово происходит от греческого ἀνάθεμα, что означает "нечто, выделенное специально на зло", из ἀνατίθημι - "предложение по обету дарения", от ἀνά - "на", и τίθημι, что значит "я положил". Первично это "что-то вознесенное как приношение богам"; позже значение превратилось в "отделенного, изгнанного, отлученного от церкви".
Библейское слово
"Анафема" – это значит, что человек (или вещь) проклят или обречен на проклятие или разрушение. Слово появляется в Библии шесть раз. Более современные переводы часто заменяют понятия "проклятый" или "вечно осужденный" словом "анафема", в отличие от более старых версий. Термин "анафематствовать" также используется для описания действия: поставить проклятие на себя, чтобы оно начало работать в случае отказа выполнить обет. В своем рвении убить апостола Павла фарисеи анафематизируют самих себя, говоря: "...ни есть, ни пить, пока не убьют Павла" (Деяния 23:12).
Осужденное зло
Анафема - это (в широком смысле) что-то или кто-то, кого ненавидят или избегают. В своем другом основном трактовании - формальное отлучение. Последнее значение, его церковный смысл, основан на использовании Нового Завета. В Ветхом Завете анафема указывала либо на то (живое или неживое), что было освящено, либо на то, что было осуждено как зло, или проклято и отложено для жертвоприношения.
Анафема"(в значении "проклятие"), приписываемая папе Григорию XI, означало "подношение" или "ничего специального", и происходит от глагола "предлагать". В Ветхом Завете речь шла как об объектах, посвященных божественному использованию, так и о предметах, подлежащих уничтожению во имя Господа, таких как враги и их оружие во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечистым, смыслом стало "все, что посвящено злу" или " проклятие". Изначально суть анафемы заключалась в отлучении от церкви нераскаявшегося еретика. К VI веку литургическое значение вновь стало означать формальное церковное проклятие, отлучение от храма и осуждение еретических доктрин.
В 1526 году слово "анафема" впервые появилось в английском языке и использовалось в значении "что-то проклятое". Через некоторое время было принято значение "освященный предмет", но широкого использования не получило.
Божье неудовольствие
В переводе с еврейского анафема обозначала вещь, предлагаемую Богу и запрещенную для обычного (не религиозного) использования. В ортодоксальном иудаизме значение слова изменилось на выражение Божьего недовольства всеми людьми, иудеями или язычниками, которые не соблюдают принципы теократии, поэтому должны быть изгнаны из общины. Такой подход сделал анафему инструментом синагогальной дисциплины.
Таинства католиков
В канонах, признанных католической церковью, значение анафемы - это исключение из общества верующих из-за ереси. Термин также использовался для обозначения отстранения, совершаемого с особой торжественностью, произнесенный с церемониями, с колоколом, книгой и свечой (их хранят для самых тяжких преступлений).
Анафема – это лишение прав и благ в церковном праве.
Взгляд Православной церкви
Православная церковь различает:
- отделение от причастия храма (отлучение от церкви);
- епитимию (покаяние), возложенную на человека;
- анафему.
Во время епитимии человек остается православным христианином, хотя его участие в мистической жизни церкви ограничено, но те, кто предан анафеме, считаются полностью отлученными от церкви до тех пор, пока не покаются. Епитимия, или отлучение, ограничивается определенным периодом времени и зависит от покаяния. Однако снятие анафемы - обуславливается исключительно раскаянием осужденного. Две причины, по которым человек может быть предан анафеме - ересь (отклонение от официально принятого религиозного учения, иная трактовка доктрины) и раскол (отделение от юрисдикции Церкви и образование отдельного самостоятельного сообщества без изменения догматики).
Предать анафеме - совершить крайнюю меру, которой всегда должна предшествовать пастырская попытка урезонить нарушителя и привести его к покаянию.
Для православных анафема не является окончательным проклятием. Только Бог является судьей живых и мертвых, и до момента смерти всегда возможно раскаяние. В средневековой Западной Европе провозглашение еретиком влекло за собой смертную казнь, и до начала XIX века это применялось к протестантам Испании.
Публичное проклятие преследует двоякую цель: предупредить оступившегося, привести его к покаянию, а также предостеречь других от заблуждений с целью спасения души.
Публичное проклятие
"Предать анафеме" - что это значит? Оказаться вне тела Церкви. При анафематствовании предводителей еретиков их называли поименно, а тех, кто общается с основателями ереси и следует их учению, - "иже с ними".
В России кроме инакомыслящих предавали анафеме и политических преступников, совершивших тяжкие преступления (убийство, насилие, грабежи). Самые известные личности – это Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин. Так к ним обращались при анафематствовании.
В советские времена Разина и Пугачева ставили в один ряд с революционерами и окружали ореолом романтики. Но на самом деле они были осуждены не только светской властью, но и церковной. Отмены анафемы они не получили, так как были казнены, хотя для Мазепы повешение было символичным.
Новое учение
Инакомыслящие были во все времена. Некоторые публично заявляли о том, что они атеисты (Милюков – политический деятель оппозиции), мировоззрение других ставило их вне Церкви (Писарев, Герцен, Чернышевский), но церковь их не проклинала, так как их суждения не представляли опасности и не вели за собой последователей. В отличие от Льва Николаевича Толстого... В 1880-х годах Толстой стал основателем нового учения, радикально отличавшимся от церковного - толстовства. Основные идеи:
- всепрощение;
- непротивление злу насилием (подразумевался отказ от военной службы и уничтожение оружия);
- прекращение употребления алкоголя и табака;
- всеобщая любовь;
- отказ от мяса (вегетарианство);
- нравственное самосовершенствование (опрощение).
Проникнувшись его идеями, люди, искренне считавшие себя христианами, образовывали колонии в Харьковской, Симбирской и Тверской губерниях. Последователи были даже в Закавказье, Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии!
Формально Льва Николаевича предали анафеме, но официально его имя не было включено в список для анафематствования. Люди, далекие от церкви, воспринимали слово "анафема" резко отрицательно, поэтому отлучение Толстого выразили в более деликатных терминах: пока писатель не раскается, он пребывает вне Храма, его учения не являются церковными, т. к. Толстой пропагандирует свои собственные домыслы.
Коммуны толстовцев ликвидировали в СССР в 20-30-х годах ХХ века, а участников репрессировали. Только некоторые из них сохранились до начала Великой Отечественной войны.
Официально зарегистрированная организация новотолстовцев в России насчитывает всего 500 человек, правда, их учение сильно отличается от толстовства.
"Проклятые" люди
В мировой истории существуют еще несколько случаев анафематствования.
В 1054 году произошел Великий Раскол в истории христианства, приведший к разделению на Римско-католическую и Православную Церкви. Легат папы Льва IX кардинал Гумберт и Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий "отлучили друг друга от Храма". Преодолению раскола не помогло и снятие взаимных "проклятий" спустя тысячелетие в 1964 году.
В 1521 году предали "анафеме" Мартина Лютера Кинга за его критику развращенности римско-католического папства, сомнения в его непогрешимости и роли церкви в продаже индульгенций.
В 1667 году РПЦ анафематствовали всех староверов, т. е. тех, кто придерживался старинных церковных обрядов. Уникальным случаем в истории православия являлось признание неправоты в этом вопросе господствующей церкви и снятие запретов без покаяния самих староверов в 1971!
За жестокость, кровавые расправы, издевательства над невиновными, попрание прав и законности Патриарх Тихон в 1918 году предал анафеме большевиков и их лидеров. Посмертное отлучение и провозглашение персонального проклятия Владимиру Ленину совершил Архиерийский Собор РПЦ в 1970 году.
Есть еще пара значений термина:
- "Анафема" - это название британской рок-группы;
- Анафема - не очень популярное имя для девочки (чего только родители не придумают, чтобы быть оригинальными!).