Букреев Анатолий Николаевич – один из самых известных советских, российских, казахских альпинистов. За свои подвиги, за спасение людей в горах, был награжден американским сообществом спортсменов и коллег. Наряду с совершениями одиночных маршрутов, Анатолий работал горным гидом. Издал в соавторстве с друзьями книгу, рассказавшую о восхождении на Эверест. Считается одним из сильнейших высотных альпинистов своего периода. За мужество его наградили дважды, в 1989 году советские власти, в 1998, уже после смерти, – казахские. В 2003 был посмертно признан обладателем второй степени ордена за заслуги перед Россией.
Как все начиналось
Русский альпинист Анатолий Букреев появился на свет в недалеком 1958 году, это было 16 января. Его родной населенный пункт расположен вблизи Челябинска – городок Коркино. Страсть к высотам проявилась у юноши еще в детские и подростковые годы. Родственники вспоминают, что двенадцатилетний мальчик постоянно пропадал на Уральском хребте, обошел все возвышенности вблизи родного города. В студенческую пору, в летний период уезжал на юг, там и начал карьеру альпиниста. Именно тогда Анатолий впервые поднялся на высоту четырех и пяти километров. Его первыми горами были казахские и киргизские вершины.
В 1979 году российский альпинист Анатолий Букреев закончил обучение в Пединституте Челябинска, стал дипломированным преподавателем физики, признанным лыжным тренером. Он решает поехать в Казахстан, поселиться ближе к горам, куда молодого человека тянет душа. Продолжительное время Анатолий обитал в совместном хозяйстве «Горный Садовод» вблизи Алма-Аты. В областную ДЮСШ его приняли на должность тренера по лыжному спорту. С 93-го он становится еще и горным инструктором, переходит в местную ЦСКА. Все это время Анатолий рвется в горы – и уходит к вершинам при каждой подвернувшейся возможности. На первую в своей карьере семикилометровую вершину он поднимается как участник казахстанской сборной. Восхождения совершены на Памире.
Важные даты
В среде профессиональных альпинистов многие наслышаны о восхождении Анатолия Букреева в 1987 году. Он успешно один поднимается на вершину пика Ленина, на высоту 7 134 м. С этого момента его альпинистский талант общепризнан. Анатолий использует свои наработки для создания принципиально отличной от популярной ранее техники восхождения. В 1989 году ему довелось стать участником второй организованной в СССР экспедиции в Гималаи. Анатолий траверсом поднимается на четыре вершины, высота которых превышает 8 километров. Им были покорены все пики горы Канченджанга, самая высокая точка поднимается над уровнем моря на 8 586 м. До начала этого восхождения Анатолий был кандидатом в мастера спорта, после успешного завершения его статус был признан на международном уровне. Тогда же ему вручают орден, как высочайшую оценку личного мужества альпиниста.
Многим известно восхождение Анатолия Букреева на высоту 6 194 м в 1990-ом. Тогда перспективный высотный альпинист получил предложение от американских коллег, присоединился к группе, поднимавшейся на Мак-Кинли на Аляске. Ответственность и легкий характер позволили Анатолию подружиться со многими спортсменами, и в 1993 году его повторно приглашают на тот же маршрут, который команда снова успешно проходит.
Старые и новые страны
Альпинист Анатолий Букреев в конце весны 1991 года приглашен к участию в первой экспедиции в Гималаи, от Казахстана. Он успешно поднимается на вершину Дхаулагири, отделенную от уровня моря 8 167 метрами. Осенью того же года он восходит на самую высокую гору нашей планеты – Эверест, чья глава возвышается над нулевой отметкой на 8 километров и 848 метров. В будущем известный альпинист поднимется на самую важную вершину Земли еще три раза. В 91-ом он становится признанным советским заслуженным мастером спорта.
Государственные изменения затронули альпиниста Анатолия Букреева относительно мало. Советский Союз перестал существовать, мужчина быстро сделал выбор в пользу Казахстана и оформил гражданство этой страны. Он успешно продолжает карьеру восходителя, совершая не только подъемы на вершины в группах, но и одиночные, завоевавшие ему немалую славу. Анатолий ходит в горы Каракорума, при первой же возможности летит в Гималаи. Он становится высотным сопровождающим, экспедиции нанимают его в качестве консультанта.
Карьерные вехи
На фото Анатолий Букреев выглядит приятным человеком. Обветренное лицо и добрая улыбка сразу рождают доверие. Впрочем, Нурсултан Назарбаев доверил свою жизнь во время совершаемого маршрута в Алатау именно Букрееву вовсе не из-за его внешних данных – к этому моменту было ясно, что лучшего гида не найти. Когда было запланировано восхождение на пик Абая, высота которого на 10 метров превышает четырехкилометровую, казахстанский президент пригласил именно Анатолия стать персональным сопровождающим. Это произошло в рамках массовой альпиниады. Дата события – 30 июня 1995 года.
В 1995 и 1996 годах от Казахстана организовываются две экспедиции в Гималаи. Спортсмены ставят перед собой цель подняться на горы, высота которых превышает 8 километров. В биографии альпиниста Анатолия Букреева появляются новые названия покоренных вершин. Он успешно восходит на Манаслу, Чо Ойю. В рамках самостоятельного маршрута, без команды и поддержки, мужчина поднимается на Лхоцзе, второй пик горы Гашербрум. Ему покоряется Шиша Пангма, успешным стало восхождение на Броуд-пик.
По итогам этого периода, Букреев официально становится одним из самых сильных и талантливых альпинистов-высотников на планете.
О способностях и принципах
Тому, что изложено в книге Анатолия Букреева, написанной в соавторстве с американским журналистом, вторят рассказы его знакомых, других тренеров и учеников, из свидетельства которых можно узнать, что мужчина отказывался от использования кислородных баллонов во время своих восхождений, даже самых сложных. Это было дело принципа. Исключением стал 1989 год, когда траверсом были пройдены все пики Канченджанги. В тот момент советские власти поставили участникам условие: допущены к экспедиции будут только те, кто использует баллоны. Для имиджа страны был принципиально важен успех организованного мероприятия, и кислород обеспечивал повышенные шансы.
Для Анатолия Букреева Эверест стал горой, прославившей его среди простых людей, но коллеги и увлеченные альпинизмом люди знают советского, казахского восходителя не только по этому событию. Букреев, как признают многие, уникален. Всего на нашей планете есть 14 вершин, высота которых больше 8 километров, и Анатолий смог подняться на 11. Суммарно он восходил на высоту, превышающую 8 км, 21 раз. Этот рекорд пока не смог побить ни один альпинист родом из СНГ. В промежутке 1995-1996 ровно за год он пять раз поднялся на восьмитысячники, что сделало высотника мировым рекордсменом. Последние шесть восхождений на вершину более 8 километров были совершены менее чем за 10 месяцев.
Высочайшая вершина – и высокие конфликты
Многие знают про книгу Анатолия Букреева «Восхождение», посвященную событиям 1996 года. Имя этого альпиниста, в те времена уже широко известного в среде профессионалов, именно тогда появилось на слуху у обывателей, причем преимущественно западных, поскольку интерес иностранных СМИ к фигуре восходителя был огромен. Причиной стала произошедшая в мае 96-го трагедия. События разыгрались на подступах к вершине самой высокой горы нашей планеты. Букреев оказался в эпицентре, поскольку принял предложение от фирмы «Горное Безумие», руководимой Скоттом Фишером, и стал сопровождающим коммерческой экспедиции. Параллельно к вершине шла группа туристов под руководством Роба Холла из Новой Зеландии. Его компания называлась «Консультанты по приключениям».
Как признают все, альпиниста Анатолия Букреева, Эверест допускал. Это и неудивительно – мужчина был талантлив, опытен, техничен. Сложностью коммерческой экспедиции становится низкий уровень подготовленности участников, и так случилось в пресловутом 96-ом. Преимущественно группы состояли из людей 40-50 лет, ранее в горы или вообще не поднимавшихся, или бывавших на относительно малых высотах. В среднем участники заплатили за свое место в экспедиции 65 000 американских долларов, дополнительно потратив деньги на перелет и снаряжение.
Проблемы и трагедии
Масштаб проблемы стал ясен, когда к обозначенному времени, практически никто из клиентов экспедиции не вернулся в лагерь, разбитый на высоте 7 900 м. В эти часы начались метель, шторм. Один из участников восхождения под руководством Роба Холла, Джон Кракауэр, в том же 1996 году, выпустит книгу «В разреженном воздухе», где обвинит в случившемся Анатолия Букреева. Сперва издание было написано в очень агрессивном стиле, затем несколько раз переиздано, и современный читатель может познакомиться с последним вариантом текста, довольно мягким в сравнении с первичным, где едва ли не «всех собак» повесили на казахстанского гида.
Как с вызовом скажет Кракауэр, проводник Скотта Фишера первым стал спускаться, сопровождая Адамса, отказался от кислородного баллона, использовал несоответствующее погоде и местности снаряжение. Анатолий Букреев позже не раз объяснит свое поведение, издаст в соавторстве с друзьями книгу, в которой опишет правдивые факты. Из нее каждый человек сможет узнать, в чем опасность применения кислорода при восхождении, и почему отказ от баллонов был выгоден. Можно узнать и об адекватном снаряжении советского альпиниста, и о разработанной совместно с руководителем тактике – гид спускается первым, чтобы затем встречать приходящих и выйти к тем, кто задержится, чтобы оказать помощь. Каждая минута на максимальной высоте истощает. Оставить сопровождающего при себе на вершине – такое решение закончилось бы для экспедиции Фишера гораздо большей трагедией, нежели разыгралась той майской ночью.
О событиях
Когда Анатолий Букреев увидел, что группа опаздывает, он принял решение выйти навстречу альпинистам. Разыгрался шторм, Кракауэр и шерпа, бывшие в лагере, отказались присоединиться, и он в одиночку вышел из последнего лагеря. Усилиями Букреева были спасены три близких к смерти человека. Они замерзали, потерявшись в шторме. Восходитель смог найти этих людей, по очереди, одного за другим, сопроводил к палаткам.
Всего на шесть участников экспедиции было столько же шерпа, а кроме того – три профессиональных инструктора. Позднее, в 1997 году, будет издана книга об этом восхождении, написанная Анатолией Букреевым в соавторстве с ДеУолтом. В ней опубликуют неприкрытую правду о неподготовленности обеих экспедиций. Их руководители были безрассудны, и оба поплатились жизнью.
Числа и люди
В команде, которую сопровождал Анатолий, Фишер был единственной жертвой трагической ночи. Его тело через день найдет тот же Букреев. Шесть клиентов фирмы, четыре местных сопровождающих, два инструктора успешно взойдут на высочайшую точку планеты, и затем вернутся.
Новозеландская экспедиция закончится большими потерями. Погибнет руководитель, а вместе с ним – Дуг Хансен, уже пытавшийся ранее взойти на вершину с этим же человеком. Оба они замерзнут, спускаясь в условиях шторма. На помощь нуждающимся из лагеря выйдет инструктор, но и он потеряется в непогоде. Одна клиентка, японская женщина-восходительница, отстает от основной группы – ее тело удастся найти лишь спустя год. Выживут два местных сопровождающих, инструктор и два клиента. Одного из них, пятидесятилетнего мужчину, дважды оставят в снегах, будучи уверенными, что ему не выжить. Однако спортсмен нашел в себе силы, вернулся в лагерь, где ему срочно вызвали спасательный вертолет. Он останется инвалидом на всю жизнь, немного восстановившись, также напишет книгу – о своей версии разыгравшихся событий. О том, кого гиды и инструкторы, чьи услуги и ответственность была им же оплачена, оставили погибать.
Слухи и споры
Изначально Кракауэр был приглашен в экспедицию в составе группы, руководимой «Консультантами по приключениям», поскольку к этому моменту уже был известным журналистом. После возвращения, следуя договоренности, ему нужно было написать рекламную книгу. Когда мужчина вернулся, он действительно выпустил издание, где жестко раскритиковал поведение участников параллельной команды – руководимой Фишером. Как справедливо признали независимые лица, Букреев в своей экспедиции сделал все возможное, люди выжили. Группа, к которой принадлежал Кракауэр, потерпела существенный ущерб, именно в ней были человеческие жертвы.
Сложно сказать, кто из обывателей какой версией был доволен больше, но профессиональное сообщество безоговорочно признало Букреева героем случившегося. Клуб альпинистов США в 1997-ом решил наградить советского восходителя премией имени Соулса. Традиционно ее могут получить только лишь те, кто, рискуя собственной жизнью, спасают в горах нуждающихся. В скором времени Букрееву официально предложили стать гражданином Америки.
Кто прав, кто виноват?
Современный читатель может лично ознакомиться с книгами Кракауэра и Букреева: оба труда выпущены на русском. Еще одна интересная версия, посвященная майскому шторму на Эверест в 1996-ом, была издана за авторством Мэтта Дикинсона, в это время поднимавшегося на высочайшую гору планеты с противоположной, северной стороны. Этот маршрут считается сложнее, получить разрешение на восхождение здесь непросто. Но группа профессионалов задалась целью снять документальный фильм о подъеме на знаковую вершину. Дикинсон оценит происходящее со своей точки зрения, выскажет свое интересное мнение, ценное тем, что Мэтт был альпинистом-любителем, то есть человеком, хотя и далеким от профессиональной среды, но больше представляющем себе трудности гор, нежели обыватель, никогда не поднимавшийся даже на небольшую вершину.
Как все закончилось
Дата смерти Букреева – 25 декабря 1997 года. Он стал жертвой несчастного случая. В это время восходитель поднимался со своим другом, видеоператором Соболевым, на Аннапурну, которая должна была стать 12-ой в списке пройденных вершин высотой более 8 километров. Казахстанские граждане сопровождали итальянского восходителя Симоне Моро – он выжил в катастрофе буквально чудом. Когда мужчины возвращались в лагерь после провешивания перил для последующего подъема, сорвался снежный карниз, обвал стал причиной лавины. Альпинистов буквально смело. Моро получил травмы головы, конечностей, но смог попасть в базовый лагерь, где рассказал о произошедшем. Спасать Букреева отправились четыре профессионала, но найти ни его, ни Соболева так и не удалось. В марте следующего года попытку обнаружить тело предпринял Моро в сопровождении Хайбуллина, но снова поиск не дал итогов.