Докучной называется сказочка или история, в которой без конца можно повторять один и тот же фрагмент текста. Еще докучную сказку называют сказка-неотвязка.
Как на нитку бусины, фрагменты рассказа многократно нанизываются на нить повествования. Иногда их скрепляют вопросом "не начать ли сказку сначала". Но самые эффектные истории - это те, в пересказе которых уже скрыт обязательный повтор, и рассказчик как будто не хочет, но вынужден повторять начатую историю, не зная, как ее закончить.
Откуда приходят докучные сказки
Докучные истории, стихи и прибаутки отличаются незавершенностью, повтором действий персонажа или героя сказки, либо обязательным повтором события, которое не может быть закончено по условиям, заложенным в смысловом содержании сказки.
Монотонностью и повтором они похожи на баюкающие песни, обычно рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание ребенка, успокоить и развлечь. Но, как всякая монотонность и однообразие, наводят на сон.
Кто был первым сочинителем докучной сказки - сказать невозможно. Наверное, все-таки сама жизнь подсказывает сюжеты.
Чем не сказочка:
"Утром взошло солнышко на горизонте, походило по небу, уморилось и за горизонт укатилось спать, а утром опять взошло солнышко, походило по небу, уморилось и за горизонт укатилось спать. Не начать ли сначала?"
Или, например, сказка, продиктованная бытовыми хлопотами:
"Было в доме холодно. Взяла баба дрова, затопила печь, стало в доме тепло. Прогорели дрова, остыла печь, стало в доме холодно. Взяла баба дрова, затопила печь, стала в доме тепло. Прогорели дрова... Не начать ли снова?"
Если внимательно присмотреться, то все вокруг - сплошная докука, а значит, можно использовать как сюжет. Например, для сказки на ночь. Недаром А. С. Пушкин написал: "Мне не спится, нет огня; всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный раздается близ меня..."
Сказки-коротышки
Главной особенностью докучных сказок является то, что они могут быть очень короткими, состоять из одного предложения. Такие сказки-коротышки обычно завершаются неожиданным вопросом, адресованным слушателю.
Например, сказка о журавлях:
"Жили-были два брата журавля. Скосили стожок сенца. Положили посреди кольца... Не начать ли опять с конца?"
В этой сказке цепь докуки скреплена рифмой кольца-конца, а вопрос "Не начать ли опять с конца?" заставляет повторять стишок.
Сказочка про корову Буренку также скреплена рифмой, которая отсылает слушателя к началу:
"У бабушкиной избенки жевала травку Буренка. Жевала, жевала — молчала. Молчала, молчала, а потом замычала. Не сказать ли про Буренку сначала?"
Еще пример короткой истории - докучная сказка про Кутыря-Мутыря, который должен бесконечно косить сено, эта сказка написана в рифму:
"Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца...
Не сказать ли сказку опять с конца?"
Короткие сказки или стихи подходят для детей младшего возраста, они просты в запоминании, оригинально повествуют о повседневных событиях:
"Тетушка Арина кашу варила, Егор да Борис из-за каши подрались. Тетушка молчала, молчала... Начинай сначала!"
Докучные сказки, 1 класс:
- "Жил-был царь Ватута и вся сказка тута".
- "Хочешь сказку про лису? Она - в лесу".
А вот сказ про домашнего любимца - кота:
"Жили-дружили Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца.
Не послушать ли сказочку опять с конца?"
Колечко, расскажи
Еще одна особенность или отличительная черта докучной сказки - это закольцованность сюжетной линии. Это могут быть докучные сказки о кошках, птичках, медведях или вымышленных персонажах. Например, про чучело-мяучело:
"Чучело-мяучело на трубе сидело, чучело-мяучело песенку запело. Чучело-мяучело с пастью красной-красной, всех оно замучило песенкой ужасной. Всем кругом от чучела горестно и тошно, потому что песенка у него про то, что чучело-мяучело на трубе сидело..."
"Медведь и пчела" - докучная сказка с закольцованным сюжетом:
"Жил был медведь, да как начал реветь: "Меду, меду, дайте меду, а то всех съем!"
Испугались звери, побежали к пчеле, рассказали про медведя. Услышала их пчела, она добрая была, пожалела зверей, вот и принесла медведю медок - целый горшок. Медведь мед съел, да как начал реветь:
"Меду, меду, дайте меду, а то всех съем!" Испугались звери..."
Мораль и мудрость: докучные сказки
Сказка не представляла бы особой ценности, если бы в ней не было морали. Этим она отличается от фэнтези: при необычности и неправдоподобности сюжета сказка обязательно скрывает общепринятую мораль.
Например, разберемся, чему учит следующая докучная сказка о сове:
"Рассказать тебе сказочку про сову? Слушай, да не перебивай! Летела сова - веселая голова. Вот она летела, летела, на березку села, хвостиком повертела, по сторонам поглядела, песенку спела. И опять полетела. Вот она летела, летела, на березку села, хвостиком повертела, по сторонам поглядела, песенку спела. И опять полетела…Сказывать ли дальше?"
История про сову в образной форме рассказывает о легкомыслии, пустом времяпрепровождении, когда кроме как о веселии и красоте птичка ни о чем не думает. Потому и летит неизвестно куда и зачем.
Оказывается, и рассказать-то нечего о персонаже (сове), вот и попала она в докучную сказку, потому что ничего больше не умеет, кроме как по сторонам глядеть и хвостиком вертеть.
Или докучная сказка о том, что не стоит повторять свои ошибки, собираясь достичь поставленной цели. Сказка о лягушке в доступной и остроумной форме рассказывает о повторении ошибок и невозможности новых достижений. По сути, сказка - предостережение:
"В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тине хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост. Да завязила нос: дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост. Да завязила нос и т. д."
Сказка-предостережение типична для докучных фольклорных историй. К примеру тема жизни без цели довольно часто используется в докучных сказках, при этом могут меняться персонажи или виды действий, но особенность морали и мудрой "начинки" при этом остается:
"Шла собака через мост, завязила в тине хвост, тянула, тянула, вытянула хвост, только завязила в болоте нос. Тянула, тянула..."
Вымышленная бесконечность
В отличие от сюжетной сказки в привычном понятии, докучная не имеет ярко-выраженной борьбы Добра и Зла, победы светлых сил над темными. Докучная сказочка не имеет привычного "счастливого конца", она рассчитана на бесконечное повторение.
Вот новая интерпретация сказки о репке в ее докучном варианте. Получилась сказка не о совместном труде, а о том, что надо делиться своей радостью со всеми, даже со зверями, и эта сказка никогда не закончится:
"В некотором царстве, в незнакомом государстве, не в том, в котором мы живем, случилось диво дивное, явилось чудо чудное: выросла в огороде репа важная, ее хвалила старуха кажная:
"Одним деньком не обойдешь кругом".
Половину той репы вся деревня месяц ела. Едва доела. Соседи увидали — три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили, мимо лесу потащили, телегу обломили. Пробегал медведь — удивился, репы наелся и спать повалился... Когда он проснетс, тогда и сказка дальше поведется!"
Или извечная проблема нашей жизни: то недодел, то передел. Докучная сказка о царе Бубенце - о том, что бессмысленный и бесполезный труд может преследовать человека до самой смерти:
"Жил-был царь Бубенец. Захотел он построить себе новый дворец. Навезли ему мокрых досок, положили сушить на песок. Сушили, сушили — пересушили. Положили в реку — перемочили. Снова сушили — пересушили, снова мочили — перемочили!
Вот как будут доски готовы, тогда и за сказку за эту примемся снова. Только будет это нескоро: это будет в тот год, когда леший помрет, а он еще и не хворал!"
Докучные сказки, продиктованные бытовыми событиями и явлениями природы, представляют интерес для исследователей фольклора.
Ценность их - в воздействии на подсознание, в остроумном и оригинальном взгляде на обыденные явления. Кроме того, эти сказки благотворно влияют на развитие ребенка, успокаивают, пробуждают фантазию и потому служат предметом постоянного дополнительного сочинительства и придумок со стороны взрослых и детей.