В центре Иркутска установлен памятник "ВиНиМору" - знаменитой троице выдающихся актеров, создавших незабываемые образы Труса, Бывалого и Балбеса. У этого гениального проекта есть родитель - режиссер Леонид Гайдай. Думал ли он, что создает кинематографический шедевр, который надолго прославит артистов и кардинальным образом изменит их судьбу?
Рождение троицы
В начале 60-х Леонид Гайдай готовился снять на "Мосфильме" короткометражку по фельетону Степана Олейника, поэта-юмориста из Украины. Чтобы перенести поэтический материал на экран, он придумал браконьерам характеры, обозначив их как Труса, Бывалого и Балбеса. После этого режиссер приступил к поиску актеров. Немного замкнутого, созерцательного Вицина, опытного артиста с отличной театральной подготовкой, он сразу же выбрал на роль Труса. Удивительно, но Григорий Козинцев, который готовился к съемкам "Гамлета", тоже планировал снимать в главной роли именно Георгия Михайловича. Увидев Вицина на экране в облике комедийного персонажа, он был потрясен.
Кстати, именно Георгий Михайлович привел в картину Юрия Никулина. Он увидел его работу в цирке и посоветовал Гайдаю взять на роль Балбеса не профессионального актера, а клоуна. Иван Пырьев, бывший на тот момент директором "Мосфильма", порекомендовал на роль Бывалого Моргунова. Так сложилась знаменитая троица, которую с тех пор зритель будет воспринимать как единое целое.
Феноменальный успех
Никто не ожидал, что короткометражный фильм 1961 года так полюбится зрителю. Музыка, трюки, ускоренный ритм картины - все приводило публику в неописуемый восторг. Любимые персонажи моментально перекочевали в народный фольклор, став героями анекдотов и баек. В этом же году вышли "Самогонщики", после чего на "Мосфильм" стали приходить мешки писем, где люди буквально требовали, чтобы полюбившиеся им герои появлялись в новых картинах.
Эльдар Рязанов пригласил знаменитую троицу в киноленту "Дайте жалобную книгу" (1965), а в мультфильме "Бременские музыканты" лесные разбойники предстали в образе Труса, Бывалого и Балбеса. Легкая промышленность мгновенно отреагировала на успех "ВиНиМора", наладив выпуск продукции с соответствующей символикой. В 1965 году на экраны вышла "Операция Ы", после которой Гайдай хотел завершить эксплуатацию образов уникальной троицы. Но успех картины и запрос на продолжение заставил пригласить актеров в "Кавказскую пленницу" (1966). Именно этот фильм стал кульминацией творчества Вицина, Никулина и Моргунова.
"Кавказская пленница"
В киноленте Гайдай позволил каждому из троицы творить на съемочной площадке, придумывая новые трюки, шутки и реплики. За каждую оригинальную идею он пообещал актерам по две бутылки качественного шампанского. Больше всех досталось Юрию Никулину - 24. На памятнике в Иркутске запечатлен момент, когда троица организует живую стену на дороге перед несущимся по трассе автомобилем. Сегодня фильм невозможно представить без этой сцены. У нее есть автор - Георгий Вицин.
Кстати, фильм стал лидером проката 1967 года и до сих пор пользуется любовью зрителей. За год его посмотрели более 76 миллионов человек, что является уникальным явлением для 60-х годов.
Фотография 1995 года
К сожалению, "ВиНиМор" последний раз появился на экранах в 80-х. В "Комедии давно минувших дней" режиссер Кушнерев попытался собрать звезд лучших фильмов прошлого, но в проекте не согласился участвовать Никулин, поэтому троица была не в полном составе, а комедия не стала явлением в отечественной культуре.
Все лучшие фильмы с актерами были сняты в 60-х. Так, Евгений Карелов в 1968-м пригласил их в комедию "Семь стариков и одна девушка". А Леонид Гайдай больше звезд вместе не снимал. У него были сложные отношения с Евгением Моргуновым, который обладал конфликтным характером, а Вицин с Никулиным оказались очень востребованными в кинематографе, раскрыв свой талант не только в комедийных, но и в драматических кинолентах.
Но в 1995-м на фотографии они снова оказались вместе. Так здорово!