Несправедливо забытый фильм с Высоцким: как снимали картину Интервенция . Воспоминания создателей, актеров и современников | Nastroy.net

27.08.2020 17:18

Фильм "Интервенция" снимался с лета 1967-го по зиму 1968 года. Сегодня этот замечательный фильм несправедливо забыт. Возможно потому, что на экраны он вышел лишь через двадцать лет после окончания съемок. Одну из главных ролей в "Интервенции" сыграл Владимир Высоцкий. Вот вспоминания о том, как снимали картину.

Фильм о революции и гражданской войне

Картина "Интервенция" была снята режиссером Геннадием Полокой по пьесе под названием "Величие и падение дома Ксидиас", написанной в 1932 году драматургом Львом Славиным. В ее основу легли реальные исторические события. На территории Одессы в 1919 году происходили подпольные военные действия, направленные против войск Антанты, оккупировавших город.

Там действовала группа, названная "Иностранная коллегия". Ее члены вели среди солдат подрывную деятельность. Во главе ее стоял Иван Смирнов, большевик, профессиональный революционер. Именно с него был списан образ главного героя, Бродского, которого сыграл Владимир Высоцкий. У прочих персонажей также были прототипы.

Высоцкий был приглашен первым

Самого первого Полока позвал на съемки фильма Высоцкого. По поводу прочих персонажей у режиссера были сомнения, но во Владимире Семеновиче он был уверен. Его творческий стиль как нельзя лучше подходил Геннадию Ивановичу. Поэтому он был уверен, что будет снимать в "Интервенции" Владимира. Но в какой именно роли, пока было неясно.

Когда Высоцкий начал петь, Полока сразу же подумал о Бродском. В фильме он был одесским агитатором-подпольщиком, маскировавшимся то под гувернера, то под моряка, то под бульварного гуляку-соблазнителя, то под белогвардейца. Лишь в финале, находясь в тюрьме, будучи на пороге смерти, он наконец становится самим собой.

"Что за герой с надстройкой?"

Ольга Аросева, которая играла в "Интервенции" роль мадам Ксидиас, познакомилась с Владимиром Семеновичем Высоцким на пробах к картине. Она вспоминает, что он сильно смущался из-за своего невысокого роста.

На актрисе были туфли на высоких каблуках, и актер попросил, чтобы ему принесли скамейку, чтобы сравняться с Аросевой. Она воскликнула: "Что же за герой такой - с надстройкой?" Но ее партнер упорно пользовался скамейкой. Так они и прошли пробу.

Случай на "Ленфильме"

Картину "Интервенция" снимали в основном в Одессе, но были и павильонные съемки в Ленинграде. Вот воспоминания Е. Мезенцева, который на картине работал главным оператором. С Высоцким они учились в школе в параллельных классах. Хотя близко и не общались, но друг друга знали.

Впервые на съемках Мезенцев встретился с Владимиром Семеновичем на "Ленфильме". Группе "Интервенции" предоставили крохотную комнатушку. В ней однажды оператор закрылся с Высоцким, и тот пел ему одному свои песни.

Кто-то стучался в комнату, звонил телефон, съемка задерживалась, но пение продолжалось в течение трех часов. Объяснение этому Е. Мезенцев видит в том, что роль сыграли дорогие обоим детские воспоминания.

Импровизированный концерт

В начале июля из Ленинграда произошла передислокация съемочной группы в Одессу, на натурные съемки. Полока вспоминает свой день рождения, 15 июля, где Высоцкий без передышки исполнял свои песни. Напротив номера в гостинице, где происходило празднование, находилась филармония.

И когда концерт закончился, чинная публика появилась на улице и услышала пение барда. Это остановило людей, и они слушали импровизированное выступление, не уходя даже несмотря на то, что время уже перевалило за полночь и ушел последний троллейбус. При этом администрация гостиницы не решилась прервать его, и люди оставались под окнами, стояли, задрав головы, и слушали.

Хотели пива, но получили квас

А. Иванова работала осветителем на картине. Она писала о том, как проходили съемки в Одесском порту, куда группе оформили постоянные пропуска. Особый интерес представляли собой съемки на маяке, на волнорезе. Там находится весьма узкий участок суши, на котором были проложены рельсы для операторской тележки и организована панорама для сцены с кораблем под названием "Империя".

На нем происходило бегство эмигрантов из Одессы. Было множество различных трюков, люди взбирались на судно по якорным цепям, якобы не находя места на палубах, зависали на трубах. Особенно интересными Иванова считает кадры, где Аросева с Копеляном плавают на фоне тонущих людей.

По воспоминаниям осветителя, Высоцкий не очень много снимался в Одессе. Например, в одной из сцен, когда в город вступают французские солдаты, а жители с берега смотрят на них, реагируя совершенно по-разному. Здесь можно увидеть и большевиков, и черносотенцев, и кадетов, и сионистов, и банкиров. Тут находятся и Бродский (Высоцкий), и мадам Ксидиас (Аросева), и ее сын, роль которого играл Валерий Золотухин.

В то время стояла страшная жара. И если операторы работали в плавках, то артисты были при полном параде. Владимир Семенович играл в пиджаке, с галстуком. Недалеко от места съемки, в зарослях, администрацией был организован импровизированный душ. Исполнитель главной роли прибегал сюда после каждого дубля, чтобы окатить себя водой. А также была доставлена бочка с квасом, хотя многим хотелось пива, так как квас якобы не утоляет жажду. Однако такое предложение поддержки у руководства не нашло.

Владимир Высоцкий всех одаривал доброжелательностью

Геннадий Полока вспоминал, что Владимир Высоцкий на съемках и в Ленинграде, и в Одессе появлялся при первой же возможности, вне зависимости от того, был он в них непосредственно занят как актер или нет. Иногда он принимал активное участие в подборе исполнителей.

Он учил Копеляна петь. Тот сильно стеснялся, так как впервые это делал в фильме. Высоцкий разучивал с ним каждую строчку песни "Гром прогремел". И на записи, и во время съемок он стоял рядом с Ефимом Захаровичем. Без Владимира последний так бы спеть не смог.

Высоцкий всегда появлялся с широкой улыбкой, как бы преподнося себя в качестве сюрприза для окружающих. За этим следовали объятия, поцелуи, от Владимира Семеновича веяло доброжелательностью, которая доставалась всем. После этого он просматривал снятый материал.

Об активности исполнителя роли Бродского свидетельствует следующий эпизод. В один из дней группу со съемочной площадки хотела прогнать супруга первого секретаря Одесского обкома. Их дом находился рядом, и шум мешал им. Тогда В. Высоцкий отправился на переговоры, долго убеждал даму, но получил разрешение.

Ответа из ЦК не последовало

Фильм был снят с большими трудностями, а по окончании всех мытарств к зрителю его не допустили, он был положен на полку. Он не понравился высокому кинематографическому начальству ввиду того, что рассказ о гражданской войне и революции был сделан в виде фарса, с танцами и песнями. А по тем временам это была неслыханная дерзость.

Это решение шокировало съемочную группу. Актер Валерий Золотухин написал письмо самому Брежневу, попросив вмешаться в ситуацию. Он пытался объяснить режиссерские идеи, воплощение которых было призвано привлечь зрителей к революционной теме путем музыкально-комедийной подачи материала. Письмо редактировалось и переписывалось всем коллективом, артисты поставили под ним подписи, и Геннадий Полока отнес его в ЦК партии. Однако ответа на послание так и не последовало.

В газетах и журналах публиковали фотоснимки, изображающие кадры из будущего фильма, писались заметки о нем. Но затем воцарилась тишина, как будто никаких съемок и не было.

Лента вышла на экраны страны лишь по прошествии двадцати лет. Отзывы, появившиеся в прессе, были восторженными. Стали больше писать о Владимире Высоцком - появилась такая возможность, и сыгранная им роль Бродского обратила на себя внимание.

Источник