Никакого Кафки: закулисные воспоминания о съемках фильма Безымянная звезда | Nastroy.net

02.07.2020 23:47

В 1978-м советские зрители увидели двухсерийную картину "Безымянная звезда". Снял ее по мотивам пьесы Михаила Себастьяна, румынского писателя, Михаил Козаков. Фильм пришелся по душе телезрителям, но мало кто из них знал, какие страсти кипели до съемок и на площадке. Раскрываем некоторые секреты.

Тернистый путь

До 1978 года пьеса, написанная еще в 1942-м, неоднократно ставилась на сцене, в том числе в СССР. Например, 1956-м ее с восторгом приняли зрители находившегося на грани закрытия БДТ. Именно этот спектакль Георгия Товстоногова и привлек внимание Михаил Козаков, молодой актер. Об этом он вспоминал так:

Мне было 22 года. Поехал в Гагры отдыхать и готовиться к роли. В Доме творчества писателей отдыхала ленинградская актриса Нина Ольхина. Она как раз получила роль Моны в спектакле, который ставил Товстоногов. Нина сказала: «Ребята, у меня такая пьеса! Давайте я вам прочту!» И я впервые услышал «Безымянную звезду». Я в нее влюбился!

В течение нескольких лет Михаила Михайловича не покидала мысль о том, что "Безымянную звезду" нужно снять для показа на телеэкранах, и в конце 60-х годов актер твердо решил осуществить свою мечту и задумался о телеспектакле.

Уже в 1970-м Александр Хмелик, известный в то время драматург и киносценарист, написал по мотивам произведения сценарий. Однако работа над кинокартиной остановилась, поскольку председателем Комитета по радио и телевещанию стал Сергей Лапин, славившийся жесткой цензурой.

Новому руководству в сценарии многое не понравилось, так как в то время в Советском Союзе вели активную борьбу с диссидентами. Коснулась она кино и телевидения, что проявлялось в тщательном вычитывании всех сценариев. В частности редакторам, познакомившимся со сценарием "Безымянной звезды", не понравилась сцена, когда на перрон прибывает поезд с главной героиней. Причина была в том, что поглазеть на прибывающий состав вышли практически все жители небольшого провинциального городка. Цензоры увидели в этом параллель с "железным занавесом" и интересом советских людей ко всему иностранному и недоступному.

В результате на сценарий наложили табу, а режиссеру запретили думать о съемках. Далее в течение восьми лет Козаков занимался тем, что подавал заявки, а цензоры их с завидным постоянством отклоняли. Лишь в 1978-м Геннадий Бокарев, главный редактор Свердловской киностудии, предложил Михаилу Михайловичу снять полноценный художественный фильм (вместо телеспектакля). Средства выделяла его киностудия, а местом съемок должен был стать "Ленфильм". Таким оказался путь "Безымянной звезды" от первого замысла до начала работы.

Подбор актеров-мужчин

Изначально на роль Марина Мирою был назначен Олег Даль. Однако подготовка к фильму велась долго, и за восемь лет актер превратился в человека, погруженного в депрессию. Было у него и свое видение фильма. Даль, например, настаивал, что местом действия должен стать провинциальный городок, практически отрезанный от мира, а все случившееся герою лишь приснилось. В результате Козаков изменил свое мнение о том, как должен выглядеть главный герой. И выбор пал на Игоря Костолевского. Актер, как оказалось, давно уже мечтал об этой роли, а потому его кандидатура вскоре была утверждена.

Господином Удри, учителем музыки, должен был стать Зиновий Гердт. Но из-за его болезни роль пришлось отдать Григорию Лямпе.

Подбор актрис

Главную женскую роль предлагали Марине Нееловой, однако актрису сценарий, который ей дали почитать, не впечатлил. Она не поняла поступков Моны, они казались ей нереалистичными. А потому роль главной героини Козаков предложил Анастасии Вертинской. Они познакомились еще во время съемок "Человека-амфибии", и режиссер не сомневался, что красавица-Вертинская прекрасно справится с задачей. Он не ошибся. Талантливая актриса была в фильме великолепна: играла легко и непринужденно, могла передать чувства Моны без слов, через выразительный взгляд, например, в финале.

Светлана Крючкова, сыгравшая мадемуазель Куку, дружила с Козаковым со времен их совместной работы в Большом драматической театре. Подходила она для этого образа идеально, а потому вопрос о том, кто сыграет строгую классную даму, по сути, не стоял.

Тайная страсть

Она возникла между Козаковым и Вертинской. По мнению Михаила Светина, сыгравшего начальника вокзала, именно это помогло им изобразить страсть в совместной сцене (Козаков появился в картине в образе Грига). В частности, он отметил:

Козаков был без памяти от Насти Вертинской. На съемках "Безымянной звезды" я понял, что они любят друг друга. Тогда и начались их страдания. Конечно, на площадке Миша с Настей старались не показывать своих чувств, но мы-то все видели и знали! Сразу было понятно, какую роль Козаков припас для себя. В нее точно укладывались отношения с самой Вертинской. От этого и нерв в картине сумасшедший получился. Козаков любил и страшно ревновал Настю, как и его герой. Но до женитьбы их отношения так и не дошли, вскоре после съемок Миша с Настей расстались.

Причина, по которой Козаков и Вертинская вынуждены были скрывать отношения, банальна: режиссер являлся женатым человеком. О том же, что действительно между ними происходило, доподлинно неизвестно, поскольку сами актеры об этом никогда не говорили.

Где проходили съемки

На съемки картины ушло меньше двух месяцев, что являлось событием небывалым. Причина - большая часть съемок проходила в ленфильмовских павильонах. Это и дом, и часть сада.

Дополнительно съемки проходили в Ленинградской области: на станции Шувалово (здание было возведено в начале 20 века), в Гатчине (внутренние помещения вокзала), рядом с дорогой, по которой проходили пригородные ленинградские электрички (сцена, в которой зритель видит Мону на рельсах), шоссе от Солнечного до Зеленогорска в районе Репино (дорога, по которой Григ направляется в кабриолете за Моной).

Благодаря мастерству Рерберга, оператора, все сцены выглядят весьма убедительно. Например, мало кто из зрителей сможет определить, что море, рядом с которым пролегает то самое шоссе, - Финский залив.

Несоответствия в пьесе и фильме

Сценарист фильма - Александр Хмелик. Хотя за основу картины взята пьеса румынского писателя, Александр Григорьевич внес в нее немало изменений. Например, добавил жену начальника станции и судью - у Себастьяна их нет. Причем и зрителям, знакомым с пьесой, и критикам эти нововведения понравились. По их мнению, мельчайшие детали, которых нет в исходном произведении, сделали повествование последовательным и логичным, как, например, поведение мадемуазель Куку, влюбленной в героя Костолевского. Один взгляд Крючковой говорит о чувствах женщины больше, чем многие действия. А появление жены Испаса помогает понять характер начальника станции, оказавшегося типичным подкаблучником.

Лучшая киноверсия

Еще ранее, в 1965 году, по пьесе был снят франко-румынский фильм с Мариной Влади в главной роли (румынское название - Steaua fără nume, французское - Mona, l'étoile sans nom). Однако он не получил в Румынии такой популярности, как картина Козакова. Особых почестей удостоили Игоря Костолевского, который по первоначальной версии и сниматься в "Безымянной звезде" не должен был. Такие вот повороты судьбы.

Источник