Почему в старину русские женщины не против были выйти замуж за чукчу | Nastroy.net

27.08.2019 13:42

При слове "чукча" обычно воображение рисует образ эдакого бедного первобытного охотника, который живет в чуме и пасет оленей. В действительности представители этого древнего коренного народа крайнего северо-востока Азии были великолепными воинами и довольно зажиточными мужчинами. Вопреки предрассудкам, они женились не только на своих чукчанках, но и охотно вступали в брак с женщинами других национальностей.

Смешанные браки

О жизни и быте чукчей известно во многом благодаря этографу Владимиру Германовичу Тан-Богоразу, который в конце девятнадцатого века несколько лет прожил вместе с чукчами и познакомился с их бытом, привычками и традициями. В своей книге он не раз упоминал о том, что чукчи считали себя знатоками женщин и могли завоевать сердце красавицы любой национальности.

Больше всего смешанных браков встречалось в местности на границе с коряками. Здесь сыграла свою роль схожесть менталитетов, языка. Такие союзы считались особенно крепкими. Спутницей чукчи также могла стать эскимоска, женщина из оленных чуванцев, а также тунгуска или ламутка. Правда, представительницы двух последних народностей шли замуж за чукчей из-за личной выгоды. Дело в том, что тунгусы и ламуты были очень бедными и практически умирали с голоду. А чукчи за невест платили оленями. Плюс после свадьбы брали на себя ответственность за материальное обеспечение всех родственников жены. Именно поэтому часто получалось так, что некогда богатый чукча после вступления в брак с бедной избранницей становился практически нищим.

Единственные женщины, которые никогда не выходили замуж за чукчей – это якутянки. Дело в том, что якуты были довольно зажиточными, имели свое хозяйство, много скота, поэтому в помощи не нуждались. Для якутянки было настоящим позором породниться с чукчей.

Богатые женихи

Этнограф вспоминает, что воочию видел и познакомился с семьями, где жена была русской, а муж – чукчей. Таких союзов он насчитал не менее двадцати. Русские барышни, так же как ламутки и тунгуски, вступали в брак с чукчами, чтобы спасти семью от голода. За красивую невесту чукча готов был заплатить двадцать, а то и тридцать оленей, за ту, что внешне была похуже – одного или парочку.

Нужно сказать, что жизнь для русской женщины на Колыме была гораздо легче, чем на Чукотке. У себя на родине они жили в теплых избах, в то время как чукчи – в открытых шатрах, в безлесой тундре, на диком холоде. Тем не менее девушки не могли устоять перед добротой, обаянием и щедростью чукчей, которые буквально заваливали их подарками.

Бытовые трудности

Русские женщины считались плохими хозяйками. А все потому, что они вынуждены были одеваться в меха, носить на себе килограммы одежды, чтобы не замерзнуть, из-за чего становились неуклюжими и неповоротливыми. Особенно тяжко приходилось в первые месяцы после замужества. Русские жены от усталости падали с ног, но превзойти по хозяйству чукчанок, привыкшим с рождения к выживанию в тяжелых условиях, им было не под силу. Правда, со временем ситуация менялась. Русские женщины обладали невероятной силой воли, самоотдачей, поэтому старались изо всех сил, чтобы перенять чукотский быт. Они привыкали к морозам, к тяжелому физическому труду и в итоге так и оставались жить на родине у мужей. Тан-Богораз отмечает, что на своей памяти не помнит ни единого случая, когда бы русская не выдержала трудностей и сбежала на Колыму.

Тоска по родине

Для русской женщины брак с чукчей считался позорным и унизительным. После свадьбы с женщиной переставали общаться друзья, подруги и знакомые. Чукчей они искренне считали «варварами, дикарями». Соответственно, такие напряженные отношения с близкими негативно сказывались на эмоциональном состоянии девушки. Она начинала сильно тосковать по дому, по общению с родными.

Тогда на помощь избраннице приходил муж-чукча. Он приглашал старую колдунью, которая проводила специальный ритуал. По словам женщин, после такого ритуала в них словно вселялась душа чукчанки. Они переставали тосковать по родине и быстро привыкали к жизни в тундре. Кстати, надо отметить, что брак с русской женщиной был очень престижен для чукчей, поскольку это поднимало их статус.

Этнограф отмечает, что в таких смешанных браках редко рождались дети. Скорее всего, так происходило потому, что русским женщинам действительно не хватало витаминов. Отсутствие полноценного питания и приводило к бесплодию.

Непривычная среда

Тан-Богораз вспоминает, как однажды общался с русской женщиной, которая в свое время попыталась вернуться на Колыму. Это произошло после смерти мужа-чукчи. Вместе с трехлетним сыном она приехала в родные края, чтобы остаться там жить навсегда. Именно тогда она поняла, насколько непривычными стали для нее некогда комфортные условия. Ей было жарко в теплой избе, а ребенок постоянно просил мяса, к которому привык. В итоге женщина прожила на родине три месяца, пока не повстречала другого чукчу, не вышла за него замуж и не уехала с сыном обратно в тундру.

Источник