Среди множества документальных хроник, посвященных Афганской войне, особо выделяется картина Скотта Эндрюса и Стивена Олссона «Погиб при исполнении. Афганистан» 1992 года. Она уникальна тем, что ее создатели принимали непосредственное участие в одной из военных операций моджахедов – атаке колонны советских войск. Репортеры снимали погибших и страдающих от ранений русских солдат, делились впечатлениями. Американцам было невдомек, что за три года до их работы состоялся премьерный показ отечественного фильма "Груз 300", который обладает схожим сюжетом.
Описание
"Груз 300" является советским художественным фильмом о войне в Афганистане, созданном на Свердловской киностудии. Срежиссировал картину Георгий Михайлович Кузнецов, известный отечественному зрителю по лентам «Житие Александра Невского», «Сын полка», «Найти и обезвредить». Проект постановщика, среди других картин на данную тематику выгодно отличает практически полное отсутствие излишнего пафоса, хотя "Груз 300" выстроен по всем канонам жанра военной драмы.
Название ленты позаимствовано из неофициальной военной терминологии. Этим термином называли раненых солдат.
Особенности производства
В производственном процессе фильма было задействовано множество различной боевой техники, активно использовавшейся по назначению в 80-е гг. В качестве массовки выступали военнослужащие Туркестанского и Среднеазиатского военных округов и студенты-афганцы, получавшие образование в Душанбе. Консультировать создателей был приглашен Евгений Бунтов ветеран Афганской войны. Картинка фильма "Груз 300" (1989) поражает специфической военной красотой, созданной без использования пресловутой компьютерной графики. Это заслуга не только режиссера Кузнецова, но и оператора Геннадия Трубникова.
Технической команде картины удалось создать честный фильм. В нем отсутствует кинематографическое кокетство, сейчас очень свойственное современным постсоветским визионерам. Многие отечественные кинодеятели позиционируют военную драму как фильм-поступок, из-за ощутимости полной самоотдачи актерского ансамбля и съемочной группы проекта.
Краткое содержание
События ленты "Груз 300" разворачиваются в 1986 году неподалеку от Кабула. От границы в сторону столицы Афганистана движется колонна советской военной техники, ее маршрут проходит через единственный уцелевший мост. Этот факт становится известным отряду душман, которым руководит американский инструктор-советник Купер (Ромуалдс Анцанс). Он подготавливает операцию по ликвидации сил противника путем блокады моста, во время пересечения его техникой.
В состав группы, кроме зарубежных военных специалистов, входит репортер известного западного печатного издания. Он должен фиксировать происходящее и предоставить в редакцию сенсационную статью о разгромной операции. Хитроумный Купер сначала организовывает инсценировку ночного нападения на геологическую экспедицию ученых из СССР.
Напуганные гражданские решают отправиться в Кабул, присоединившись к военной технике. Но у моджахедов иные планы, они намерены использовать их транспорт, чтобы незамеченными ближе подобраться к советским военным.
Коллективный портрет героев эпохи
Георгий Кузнецов в своей работе "Груз 300" размеренно, последовательно, без натяжек и рывков раскрывает перед зрительской аудиторией судьбу участников одного локального военного конфликта. Он эффективно использует нетрадиционный для советского кинематографа прием, вводя в повествование множество совершенно разных персонажей, не делая никого из них главным. Получается, что он обрисовывает образ Безымянного Солдата той войны, который лишь относительно можно связать со старшим сержантом Анатолием Чебаковым, которого сыграл Евгений Бунтов.
Общий фатализм "Груза 300" (1989) не позволил авторам фундаментально персонировать ни одного из героев, так художественные собирательные образы перестали бы быть таковыми.
Критика
В результате, пронизанная пунктирной характеристикой персонажей, история отдельно взятого сражения, склеенная в одно целое батальными эпизодами, стала основой фильма "Груз 300". Отзывы картина получила неоднозначные. Небольшое количество весьма экспрессивных рецензий носили диаметрально противоположную оценку. Одни авторы характеризовали ленту, как порождающую сильнейшие эмоции. Другие как недостаток рассматривали преобладание визуального над чувственным, «внешнего» над «внутренним».
Но разница в оценке картины является лишь еще одним подтверждением тому, что она как минимум имеет полное право на существование. А съемочную группу стоит поблагодарить только за то, что напомнили о важном периоде в истории нашего государства. Напомнили о том, как наши солдаты шли на смерть за геополитические интересы страны так же отчаянно, как и их отцы и деды под Сталинградом.
Рейтинг фильма IMDb: 5.90.
Незаживающая рана
На самом деле авторы не сняли кино о том, что можно оправдывать ввод советских войск, также не сняли фильм о том, как советские герои выполняли «интернациональный долг». В ленте "Груз 300" они стремятся показать, как было все на самом деле. Эта попытка не только искренняя, но и вполне профессиональная.
Режиссеру удалось подобрать нужные типажи и слова, от которых сердце замирает и возникают щемящие практически забытые большинством современников ощущения. Во многом это случается благодаря животрепещущей тематике картины. Афганская война практически не освещена отечественным кинематографом, поэтому подростки не знают, что это была за война, какой она оставила след, какие принесла результаты. А тут в памяти всплывает крылатое утверждение Михаила Ломоносова, который говорил, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Впору бы задуматься.