По всей видимости, не нужно говорить, что большинство современных пользователей знают о том, что на сегодняшний день наиболее распространенными являются операционные системы, в которых используется архитектура 32 или 64 бита. Правда, далеко не все представляют себе разницу между 32- и 64-битными системами Windows. Именно поэтому предлагается сделать краткий экскурс в историю и выяснить, каковы же основные отличия таких ОС и какие из них наиболее предпочтительны в установке на компьютер и использовании для решения повседневных задач.
64-битная система Windows: вопросы архитектуры
Для начала следует рассмотреть некоторые вопросы, связанные с теоретическими понятиями архитектуры. Собственно, что такое архитектура или, как ее еще называют, битность или разрядность? Это способность операционной системы (или оборудования) одновременно обрабатывать определенное количество битов информации. Соответственно, чем она выше, тем большую точность вычислений и быстродействие мы получаем в конечном итоге, несмотря даже на то, что все операции на компьютерах представлены исключительно в виде двоичного кода, когда параметры могут принимать значения либо нуля, либо единицы.
Сегодня и выпускаемое оборудование, и программное обеспечение сокращенно обозначаются как х86 и х64. А тут сразу возникают вопросы. С 64-битной системой все понятно. Но почему же тогда разрядность 32 бита обозначается в виде сокращения х86? Для понимания этого нужно немного окунуться в историю.
Немного истории
На заре создания персональных компьютеров и оборудование, и программное обеспечение, которое осуществляло управление им, сначала подразумевало использование архитектуры 8 бит. Если кто помнит старые 8-битные игровые приставки, это как раз из той серии. Затем компьютерные системы стали 16-битными.
И только с появлением IBM-совместимых компьютеров Intel 80386 как раз на базе процессоров i386 стала использоваться технология 32 бита, которая до нынешних пор обозначается последними двумя цифрами тогдашней модели процессора.
Появление 64-битных систем, как ни странно это звучит, связано не с Windows, а с оборудованием, когда в 2003 году свет увидел первый 64-битный процессор Athlon производства корпорации AMD. Кстати сказать, это было уже восьмое поколение процессоров (К8). Увы, на то время таким образом компания-производитель пыталась выиграть процессорную гонку у Intel, а вот операционных систем, которые бы поддерживали работу с такими устройствами, еще не существовало.
Все изменилось только с выходом ОС Windows XP х64 Edition, разработанной корпорацией Microsoft.
Преимущества архитектуры х64
Если с оборудованием все более или менее понятно (повышение производительности в вычислениях всегда являлось и является приоритетом), то для чего понадобилось выпускать 64-битные системы Windows и другие подобные ОС? Поддержка процессоров? Да, несомненно! Однако суть даже не в этом, поскольку абсолютно все современные процессоры имеют поддержку так называемых 64-битных инструкций.
Главная особенность такой архитектуры связана с объемами оперативной памяти. Если вы внимательно посмотрите на сведения об установленной операционной системе х86, например, при наличии ОЗУ на уровне 4 Гб, можно будет заметить, что доступной оперативной памяти оказывается всего где-то в районе 2,75-3,5 Гб. Если же планок памяти больше, они вообще не будут определены. Таким образом, становится очевидно, что системы архитектурой 32 бита оперативную память более 4 Гб не поддерживают, а для работы с такими объемами и выше как раз и нужны 64-битные системы. Считается, что ограничение по поддерживаемой памяти составляет 16 Тб.
Недостатки 64-битных технологий
Однако не все так безоблачно (пока что). Несмотря на то что 32-битные приложения в среде 64-битных систем работать могут, для некоторых типов оборудования требуются драйверы как раз с новой архитектурой. А они устаревшее программное обеспечение поддерживают не всегда. Да и сами производители ПО до недавнего времени не спешили переводить свои программные продукты на новые рельсы. Связано это было, если можно так сказать, с обратным эффектом. Дело в том, что 32-битные приложения в 64-битных ОС работать могут, а наоборот – нет.
Как узнать, 32- или 64-битная система установлена на компьютере
Что же касается того, как сразу определить, какая перед вами система, тут не все так просто. По внешнему виду графического интерфейса сделать это невозможно. В случае покупки официального установочного дистрибутива, конечно, разрядность будет указана непосредственно на упаковке. Но как узнать 64-битную систему, если Windows уже присутствует на компьютере?
Для этого можно воспользоваться разделом свойств компьютера, командами msinfo32 или dxdiag, вводимыми в консоли «Выполнить» и т. д.
Вариантов достаточно много.
Какую систему предпочесть при установке?
Наконец, какая модификация Windows (32- или 64-битная система) в идеале подойдет для установки на домашний ПК или ноутбук? Само собой разумеется, основным критерием тут выступает ранее упомянутый объем оперативной памяти. Если у вас имеется 4 Гб и более, тут и думать нечего. Инсталлировать нужно только систему х64, иначе объемами свыше этого лимита вы воспользоваться просто не сможете. Кроме того, 64-битная система, как показывают результаты многочисленных тестов, и работает значительно шустрее. Если же у вас есть сомнения по поводу работоспособности какого-то специфичного программного обеспечения устаревшего типа (до известной степени), и тут проблем быть не должно.
Связь оперативной и виртуальной памяти
Напоследок стоит отдельно сказать об использовании средств виртуальной памяти, которые имеются в любой операционной системе Windows вне зависимости от ее архитектуры. За нее отвечает специальный компонент, называемый файлом подкачки, которые резервирует свободное дисковое пространство для выгрузки в него компонентов программ, если оперативной памяти для этого становится недостаточно. Очевидно, что скорость обращения к жесткому диску намного ниже, нежели к планкам ОЗУ, поэтому в некоторых случаях задействование виртуальной памяти является совершенно неоправданным.
Зато в системах с объемами ОЗУ на уровне 8 Гб и выше файл подкачки можно совершенно элементарно отключить, что никоим образом не скажется на общей производительности аппаратной части компьютера. Как уже понятно, без системы с архитектурой х64 здесь не обойтись.
Послесловие
Что же касается перспектив развития 64-битных технологий, практически все разработчики оборудования и программного обеспечения так или иначе все равно приходят к их использованию. И кто знает, вполне возможно, что и это еще не предел, а со временем (как прогнозируется) в недалеком будущем мы увидим и 128-битные системы или даже с архитектурами выше. А это уже не за горами. Кстати сказать, очень сильно развитие таких технологий заметно по игровой индустрии. Ведь не секрет, что в свое время очень часто выпускались игры такого уровня, что для них не было даже поддержки со стороны аппаратных ресурсов.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?