Павел Степанович Мочалов стал символом актерского мастерства эпохи романтизма. За период службы при Московском малом театре от воплотил более 250 образов. Его игра вызывала очень противоречивые суждения, но никогда и никого не оставляла равнодушными. Сам Белинский восхищался им, говоря, что на его спектаклях забывает даже собственное имя. Он навеки остался яркой страницей в истории русского театра. Прошло 220 лет со дня рождения гения, а его вспоминают и по сей день как гениального актера эпохи романтизма.
Начало пути актера
Павел Мочалов был выходцем из семьи крепостных актеров. Его отец и мать играли на сцене, были любимы хозяевами, но жили при этом очень бедно. В своих воспоминаниях Павел Степанович восклицал: «Много я видел горя в жизни. Еще детьми мы мерзли, потому как денег на теплую одежду у родителей не было. Мы зимой даже на улицу не могли выйти». Отец его Степан Мочалов был хорошим актером, с 1803 года он стал служить при Петровском театре в Москве и вскоре даже получил вольную.
Талант явно передался Павлу от отца. Тот играл так же вдохновенно, порывисто, вкладывая всю душу в каждую роль. Степану не раз удавалось произвести на зрителя большое впечатление. Был у него один прием: во время долгой паузы он вдруг бросался на авансцену и произносил шепотом несколько фраз. Публика приходила в полный восторг. Вскоре он стал даже узнаваем, но не выдержал испытания славой — загулял и спился. Павел перенял его актерский опыт, с малых лет решил стать тоже актером.
Начальное образование
У Павла была феноменальная память. Он мог сходу запомнить длинные молитвы, которые читала ему по книгам мать. С 12 лет он стал читать пьесы на литературных вечерах, его талант стал очевиден всем. Он получил неплохое для своего времени образование, знал французский, но к учебу быстро охладел. При его данных он мог освоить любую науку, но остановился на актерстве, посвятив всего себя этому ремеслу.
Премьера спектакля с его участием
Учился он сначала у братьев Терликовых в пансионе, потом был слушателем Московского университета. Он сам ушел оттуда, поругавшись с одним из профессоров. Этот вспыльчивый нрав будет он проявлять и позже, не уживаясь с театральными режиссерами. Дебют его на сцене состоялся 4 сентября 1817 года. Он сыграл роль Полиника в трагедии В. А. Озерова «Эдип в Афинах». После премьеры отец актера Степан Мочалов подошел к сцене и поклонился сыну. Дома он сказал жене коротко: «Твой сын — гений».
Начало службы в театре
В то время русский театр переживал рождение нового направления — романтического сентиментализма. Актеры стали пытаться раскрыть внутренний мир своих героев, чего раньше не делалось. В этом деле Павлу Мочалову не было равных на сцене. У него был зычный голос и хорошо поставленная речь, но кроме этого еще и развитое воображение, страстность, вспыльчивость и нежелание подчиняться никаким законам жанра. Он мог максимально ярко изобразить чувства героя, что неимоверно захватывало зрителя. Иногда актер так распалялся в ходе игры, что по окончании спектакля терял сознание. Он вкладывал себя целиком в каждую роль, он был поистине виртуозом сцены.
Мочалов старался выражать чувства максимально свободно. Ему хорошо удавались бунтари, революционеры, пылкие любовники. Но аристократическая публика не понимала такой игры, критиковала ее как «страдающую простотой». Консервативные критики (М. Н. Загоскин, А. А. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин) осуждали манеру Мочалова. Но он продолжал собирать полные залы, держа зрителя в напряжении весь спектакль. Вскоре и сами мэтры сцены того времени признали: молодой актер способен затмить всех своим талантом.
Волшебство актерской игры Павла Мочалова
Игра Мочалова была, с одной стороны, простой, с другой — щемящей, несущей глубокую правду жизни. Современники вспоминали, что в его спектаклях всегда были отдельные минуты, когда зрителей словно обжигала молния. Это были взлеты вдохновения актера, они возникали всегда неожиданно. Мочалов был гениален: он ничего не читал, над дикцией не работал, почти никогда не готовился к выходу. Он даже мог взойти на сцену прямо с улицы и отыграть блестяще.
Его ярым поклонником был В. Г. Белинский. Он ходил на некоторые его спектакли по 10 раз и всегда восхищался талантом актера. Он признавался, что, видя Мочалова на сцене, забывал собственное имя. Но с годами талант актера стал постепенно гаснуть. Тот же Белинский тогда написал: «Мочалов с молодых лет не стал развивать свой природный талант, заниматься обработкой своих средств, потому и не смог до конца овладеть ими...» В минуты вдохновения актер действительно выражал ураган чувства и страсти, но это состояние посещало его уже не каждый раз, а иногда покидало на довольно долгое время.
Уход гения и память в веках
Критики постоянно винили Мочалова в том, что он «неблагороден», двигается и говорит «по-плебейски», что было, в общем, правдой. Актер намеренно избегал аристократического общества, со временем начал много пить. Спектакли стали периодически отменяться, так как заменить мэтра было попросту некем. Его предупреждали, штрафовали, но он продолжал жить по-своему. Режиссеры и другие актеры боялись его, хотя и преклонялись перед его талантом.
В конце концов Павел Степанович стал пить уже каждый день. В его гримерку постоянно носили красное вино, столик с выпивкой даже ставили прямо за кулисами. Москва была тесной для него, он стал разъезжать по стране. Мочалов стал первым в России актером-гастролером. Он любил посещать провинциальные театры, где его ждал всегда оглушительный успех.
Возвращаясь с очередных гастролей в марте 1848 года, его карета попала в полынью на замерзшем озере. Актер промок до нитки, замерз и через несколько дней умер. Десятки тысяч человек собрались, чтобы проводить его в последний путь. Похоронили актера на Ваганьковском кладбище. Ему было всего 47 лет.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?