2 апреля во всем мире отмечается Международный день детской книги. Сказки, рассказы, повести, стихи - литература для детей включает в себя огромное количество жанров, и большое число писателей выбирали для себя именно это направление. Вряд ли в России и странах СНГ найдется хоть один дом, где не читали бы стихов главной советской детской поэтессы - Агнии Барто.
Девочка из хорошей семьи
Агния Барто появилась на свет в 1906 году, и имя ей было дано при рождения совсем не то, которое позже станет известным во всей стране и других странах мира всем детишкам и их родителям. Гетель - настоящее имя Агнии Барто, а девичья ее фамилия была Волова. Ее отец был очень известным и уважаемым в Москве ветеринарным врачом, а мама, как это было принято в то время, занималась ведением домашнего хозяйства.
Агния была единственным ребенком в семье, она получила превосходное домашнее образование. С самой юности девушка увлекалась поэзией. В то время многие барышни пробовали свои силы в этом виде искусства, особой любовью у них пользовалась поэзия Анны Ахматовой. Большинство начинающих поэтесс подражало великой Ахматовой, за что получили прозвища "подахматовки". Не избежала этой участи и Агния Барто. Ее ранние произведения были полны лиричности и классической формы. Но затем она узнала поэзию Владимира Маяковского и стала тоже экспериментировать с формой. Впрочем, становиться знаменитой поэтессой и посвящать свою жизнь этому делу она совершенно не планировала, а мечтала о карьере профессиональной балерины.
Союз двух поэтов
В 18 лет Агния вышла замуж за Павла Барто, чья фамилия ее и прославила. Павел тоже был детским поэтом, в соавторстве с Агнией он позже написал три стихотворения: ""Считалочка", "Девочка-ревушка" и "Девочка чумазая". Брак с Павлом просуществовал всего шесть лет, у пары родился сын Эдгар, которого воспитал второй муж Агнии Львовны.
Мечты о балете
Агния Барто окончила хореографической училище, уже будучи в браке. Поэзия для нее была приятным и увлекательным хобби, но она всегда была уверена в том, что станет именно балериной. Девушка поступила в труппу.
Поскольку юность Агнии пришлась на тяжелые годы революции и гражданской войны, ее жизнь, как и жизни тысяч людей, круто изменилась. Сильных потрясений ее семья не почувствовала, но вот их материальное положение значительно пострадало. В доме не хватало ни денег, ни продуктов, и Агния еще в юности прибавила к своему возрасту год, чтобы ее взяли работать в магазин "Одежда".
Балетная труппа, в которой танцевала Агния Барто, больше не могла находиться в стране, поэтому практически весь ее состав принял решение уехать. Могла это сделать и Агния, но ее отец запретил ей это. Так девушка осталась на родине, где в последующем прославилась и смогла изменить жизни тысяч людей.
"Пишите лучше для детей!"
Поворотным этапом в жизни Агнии Барто можно считать ее встречу с Анатолием Луначарским. Еще будучи студенткой хореографического училища, Агния участвовала в поэтическом вечере, проводимом в учебном заведении. Гостем на мероприятии был литературный критик и соратник Владимира Ленина Анатолий Луначарский.
Агния Барто читала трагическое произведение с громким названием "Похоронный марш". Выступление было полно мрачного настроения, стихи Барто читала под музыку Шопена. Но у Луначарского это вызвало приступ смеха, причем, что именно его развеселило, так и осталось неизвестным.
Зато он встретился с Агнией Барто и посоветовал ей заняться поэзией не в виде хобби, а в виде основной деятельности. Причем писать не серьезные трагические стихи, а стихи для детей. Для любой юной поэтессы подобное предложение прозвучало бы как оскорбление, ведь в этом возрасте всем хочется писать о серьезных вещах. А вот Барто последовала рекомендации Луначарского и не прогадала.
Семейное счастье
Вторым мужем Агнии Барто стал человек, очень далекий от мира поэзии и искусства в целом. Он был ученым-теплоэнергетиком. Андрей Щегляев заменил сыну Агнии от первого брака отца. А у пары родилась еще дочка Таня, которая в последующем пошла по стопам не матери, а папы и стала кандидатом технических наук.
Семейная жизнь Агнии Барто и Андрея Щегляева была спокойной и очень счастливой, ее дочка при рассказах о годах детства всегда вспоминала, что родители относились друг к другу с большим уважением, трепетом и любовью.
Детская поэтесса
А карьера Агнии Барто в литературе шла вверх. Ее стихи полюбили миллионы мальчишек и девчонок, они были забавными, иногда очень смешными и легко запоминающимися. В своих произведениях Агния Барто нередко использовала "детские" слова, будто сам ребенок рассказывал свою историю.
Кроме того, Барто сумела вложить в стихи поучительные мысли, нередко рассказывая о таком неприятном поведении детишек, как неаккуратность, нежелание помогать взрослым, ревность к младшим братишкам и сестренкам. Однако все это она делала так мастерски, что никто из юных читателей не обижался, ведь тон стихов не носил нравственно-поучительный характер и не высмеивал недостатки детского поведения.
Стихи Барто просто показывали детям, как некрасиво и неприятно плохое поведение выглядит со стороны, а выводы ребята должны были сделать сами. И делали! Благодаря стихам Барто и сейчас родители показывают своим детишкам, как вести себя хорошо.
Общение с детьми
Чтобы понять детей и писать о них, Агния Барто всегда общалась с ребятами. Когда началась война, мужа Барто перевели в Свердловск, где сама она пошла учиться в ремесленное училище по совету Павла Бажова. Здесь Барто общалась с новым поколением ребят, которые вынуждены были воспитываться в тяжелых условиях военного времени. В этот период она написала наиболее серьезные свои произведения, такие как поэма "Никитка" и сборники "Подростки" и "Уральцы бьются здорово".
Агния Барто считала, что не может писать о войне, пока не узнает, что это такое. Она просилась на фронт и побывала там в течение более двадцати дней, написав в результате множество пронзительных стихов.
В мае 1945 года, когда вся стран праздновала победу, Агния Барто оплакивала своего сына, который по нелепой случайности погиб в результате несчастного случая за несколько дней до победы. Пожалуй, это было одно из немногих событий, заставивших ее показать свою слабость, потому что при всех других обстоятельствах поэтесса предпочитала не плакать, а действовать.
"Жди меня"
Агния Барто получала тысячи писем от своих юных читателей и их родителей. После выхода поэмы "Звенигород" о воспитанниках детского дома ей пришло письмо от женщины, которая просто поделилась своим горем, рассказав о том, как потеряла свою дочку в годы войны. Она поблагодарила поэтессу за стихотворение о детском доме, потому что то успокоило ее и дало надежду, что ее девочка попала в такой детский дом, где воспитывается в заботе и любви. Агния Барто была так тронута письмом, что кинула все силы и связи на то, чтобы отыскать девочку, и нашла ее!
Благодаря этому случаю, о котором узнали во всей стране, возникла радиопередача на "Маяке", явившаяся прототипом современной телепередачи "Жди меня". Каждый месяц Агния Барто выходила в эфир и рассказывала о пропавших людях, чьи родственники писали ей письма, а также о счастливых историях воссоединения найденных родных. Много лет она отдала этому делу, многие люди благодаря ей нашли друг друга.
Большую ценность для писательницы представляли письма, которые ей огромными охапками присылали дети со всей необъятной страны. Она называла эти письма тем "универсальным клеем", который помогал ей восстанавливать свои силы, когда казалось, что их уже не осталось, а руки вот-вот опустятся. У писательницы есть множество наград и премий, но любовь детей была для нее главной наградой.
Агния Барто написала несколько сценариев фильмов и мультфильмов о детях, среди которых "Подкидыш" и "Слон и веревочка". Ее имя носят один из астероидов и кратер на планете Венера. А каждое новое поколение начинает свое знакомство с литературой с веселых и таких родных для их родителей стихов Агнии Барто.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?