Бытует мнение, что природа отдыхает на детях выдающихся личностей. Актер большого таланта, Андрей Алексеевич Попов, сын выдающегося режиссера Алексея Дмитриевича Попова, — исключение из правил. Его помнят по многим театральным работам и ролям в кино. В нем сочетались талант, красивые внешние данные, ум и порядочность. Мягкий юмор помогал ему жить, и без этого чувства он не существовал.
Детство и юность
Кострома — город, где 12 апреля 1918 года в семье театрального режиссера и врача появился на свет мальчик, которому суждено было стать великим актером. Мама полностью отдалась воспитанию сына и с первых дней его жизни оставила любимую работу, посвятила себя семье. По воспоминаниям родителей, маленький Андрей был шустрым и непоседой. В детские годы он говорил, что мечтает стать трубочистом. Но ему трудно было устоять перед пленительным миром искусства, в котором жил и творил его отец. В юношеском возрасте Андрей Попов уже твердо решил осваивать актерскую профессию. Отца пугала мысль, что сын пошел в профессию только потому, что с детства был знаком с театральной жизнью. Есть ли талант у сына? Юношу неодолимо тянуло в театр. Там за кулисами он мог видеть работу актеров и сравнивать отзывы своего отца и других признанных мастеров о спектакле. Так на всю свою жизнь будущий актер научился анализировать работы в театре и в кино. Стал учеником студии при ЦТСА в 1939 году. По окончании обучения свою актерскую трудовую деятельность начал в ЦТСА.
Начало актерской деятельности
Как гласит биография Андрея Попова, свою творческую деятельность он начал в ЦТСА под руководством своего отца Алексея Попова, который на тот момент был главным художественным руководителем театра. Все еще сомневаясь в правильности выбора профессии сыном, он довольно долгое время не доверял ему серьезных работ. Андрей принимал участие лишь в эпизодических ролях. Но опытный глаз режиссера стал замечать, как со временем прорывается талант сына наружу. Видя, с какой отдачей он работает, отец стал давать ему главные роли. Отношения между ними в театре в корне изменились. Актер Андрей Попов вырос в глазах отца как профессионал.
Алексей Попов был человеком умным, честным, обладал волевым характером. Руководство Главного политического управления вынудило его в 1960 году оставить пост руководителя театральной труппы. Продолжая служить в ЦТСА, Попов-сын занял должность главного режиссера театра в 1974 году. В стенах театра произошло судьбоносное знакомство с женщиной всей его жизни. Ирина Македонская, жена Андрея Попова, была ему поддержкой на протяжении всего его творческого пути.
Работа режиссера в ЦТСА
Занимая должность руководителя, актер не переставал играть в спектаклях. Он выходил на сцену в спектаклях «Трудные годы» и «Свет далекой звезды». «Камешки на ладони» были поставлены им в этот период жизни. Премьера двух спектаклей пришлись на его пору руководства:
- «Бранденбургские ворота».
- «Неизвестный солдат».
Особенно ярко раскрылся талант Попова-сына как режиссера в спектаклях музыкальных:
- «Ринальдо идет в бой» (комедийная постановка).
- «Солдат и Ева» (сказка).
Попов своим магнетизмом привел в театральные стены Д. В. Тункеля, Б. В. Эрина, Н. А. Мокина, М. М. Буткевича. В театре СА под его началом три работы Марии Кнебель появились на суд зрителя. В 1960-х становится ведущим постановщиком в театре Хейфец. «Смерть Иоанна Грозного» была поставлена им по трагедии А. К. Толстого. Премьера состоялась в 1966 году. Роль №1 сыграл Андрей Попов. По сегодняшний день эта актерская работа считается лучшей в копилке его работ. Даже покинув стены театра, актер играл в этой постановке. Театру Попов подарил образы:
- Епиходова в постановке «Вишневый сад».
- Войницкого в «Дяде Ване».
- Старшины Васкова («А зори здесь тихие»).Эта работа в стенах театра стала последней.
Чеховские роли и уход из ЦТСА
Чеховские герои, сыгранные Поповым, стали эталоном актерской игры. Именно поэтому ему предлагали играть в чеховских пьесах, поставленных и на других сценах. После 35 лет работы в театре СА, в 1973 году, Андрей Попов ушел по причине столкновений с военным руководством театральной труппы.
Приглашение во МХАТ
Во МХАТ пришел Андрей Попов по приглашению Олега Ефремова. Тот его позвал в 1974 году. Первый выход актера состоялся в спектакле «Жизнь Галилея», где ему досталась главная роль Галилея (1975 г.). В стенах театра Попов предстал перед зрителем в роли Сорина в «Чайке». К. Рудницкий признал эту игру «небольшим актерским шедевром». Перед зрителем предстал вечно сонный, всклоченный пожилой Сорин, который по-юношески влюбился в Заречную. Попов смог передать своей игрой всю безнадежность и блаженство от любви, поселившейся в душе старика Сорина. В стенах МХАТа были сыграны роли:
- Лебедева в «Иванове».
- Лоншакова в «Обратной связи».
- Кушака в «Утиной охоте».
Но полной занятости в работах в театре все же не было.
Театр имени К. С. Станиславского
Главным режиссером Театра имени Станиславского становится, не покидая МХАТа, в 1976 году. На тот момент творческий коллектив был ослаблен постоянной сменой руководителей. Чтобы спасти театр, Андрей Попов приглашает к сотрудничеству учеников, которых он сам воспитал. Появляются новые лица: Анатолий Васильев, Борис Морозов, Иосиф Райхельгауз. Поставлены новые работы:
- «Сирано де Бержерак» Бориса Морозова.
- «Васса Железнова» и «Взрослая дочь» Анатолия Васильева.
Эти работы помогли театру снова приобрести былую славу. Но под натиском партийного руководства этим людям из театра пришлось уйти. И уже вслед за ними сам Попов покинул его (1979 г.). Чиновники испугались появления еще одной «Таганки».
Кино в жизни актера
В жизни каждого актера есть значимые роли и не очень. Но ни одну роль из сыгранных Андреем Поповым нельзя назвать малосодержательной. К каждой работе он готовился с полной отдачей творческих сил.
Ниже на фото - Андрей Попов в фильме "Отелло".
Первая роль в кино была сыграна в 1930 году («Крупная неприятность»). Конечно, самыми незабываемыми для зрителей стали его шекспировские и чеховские герои. Приходилось на экране играть и роли злодеев, например, Яго в «Отелло». Переиграть Попова в шекспировских образах было невозможно. В «Укрощении строптивой» он явно выигрывал на фоне исполнения этой же роли американским актером Ричардом Бартоном.
Особенности игры актера
Фильмы Андрея Попова строились на контрасте. В каждом своем герое он искал и положительные черты, при этом ни в коем случае не оправдывая порока. Яркую внешность актера всегда можно было узнать на экране, но все герои индивидуальны, неповторимы. Запомнились роли энергичного и одновременно обладающего наивным бездумьем Хлестакова, взлеты романтики у Челкаша, комичный в своей суетливости Сильвен из «Копилки», образ антифашиста Росса в «Последней остановке», самоуверенность Платонова из «Океана», безволие, возведенное до трагизма, Назанского из «Поединка» по Куприну. А отца Серафима Андрей Алексеевич Попов в фильме «Все остается людям» сыграл на очень высоком уровне! С сокрушающей силой сыгран темпераментный Петруччио из «Укрощения строптивой» по Шекспиру, впечатляет незащищенная одержимость Ефрема Соломатина в кинокомедии «Учитель пения» и множество других ролей.
Попов пытался донести до зрителя не только то, что думает герой, но и как думает. Слуга Захар в работе «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» по Гончарову Никиты Михалкова, сыгранный Андреем Алексеевичем, стал запоминаемой ролью. Поклонниками творчества Попова очень любима его работа в «Сватовстве гусара» (жанр – музыкальный фильм), где он сыграл старого скрягу. Актер в фильме поет куплеты и танцует. Ему очень нравился жанр водевиля.
Заново создал образ героя Бурвиля в «Большой прогулке» при участии в дубляже иностранного фильма. Он внес свое понимание и видение поведения героя.
Радиоспектакли с участием актера незабываемы:
- Иван Иванович, «Белый Бим Черное Ухо».
- Учитель,«Бывшие люди».
- Ломоносов, «Великий помор».
- Григорий Гай, «Мой друг» и еще ряд работ.
Рассказы Чехова были заново открыты радиослушателям. Им были перечитаны Бунин и Паустовский.
Король Лир
Для любимого мастера Андрея Попова был поставлен его учеником спектакль. Анатолий Васильев готовился к премьере и в главной роли видел метра. Король Лир стал последним детищем актера. Был заказан новый перевод трагедии специально по просьбе Попова. А 10 июня 1983 года Андрей Попов (о личной жизни его известно мало) умер. Репетиции спектакля были остановлены.
Похоронен на Введенском кладбище (Немецком) в Москве.
Чтобы помнили
Каким же был актер Андрей Алексеевич? Красавец от природы, успешный артист, баловень судьбы и самокритичный к себе. Мог быть мягким, интеллигентным и тут же неуступчивым и твердым. В жизни его помнят как человека, любящего домашний уют, с большим чувством юмора.
Он обожал своих студентов и всегда говорил, что учится вместе с ними. Что же было с личной жизнью актера Андрея Попова? Он посвятил ее студентам. С 1968 года Попов набирает на курс студентов и начинает преподавательскую деятельность. Своего подопечного Виталия Максимова Попов называл сыном, собственных детей у него не было. Жена была - Ирина Владимировна Македонская (1913-2006), артистка балета, театральный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР. А вот деток Бог не дал.
Будучи обладателем множества званий и регалий, Андрей Попов был скромным и застенчивым человеком. В 1973 году ему присвоено звание профессора. При всей своей актерской мощи всегда проявлял уважение к студентам. Ему было непонятно, почему студенты встают, когда он заходит в аудиторию. Никогда не позволял себе сидеть за столом, если отвечала студентка около доски.
Многие ученики говорят о своем педагоге как о старшем товарище. Попов своих студентов называл «коллегами». Признанному актеру было крайне важно услышать мнение своих студентов о спектакле и о его игре в нем. Однажды услышав не очень хороший отзыв о своей первой работе во МХАТе в спектакле «Эльдорадо» от своих учеников, Попов очень переживал из-за такой оценки. Ему важно было их мнение. Хотя, по сути, это были слова еще студентов. В день выпуска своих первых дипломников Попов лично за свои деньги устроил им прощальный вечер в ресторане «Прага».
Последние слова учителя
По словам учеников мастера, Попов говорил, что театр нужен, «чтобы помогать людям жить – и тем, кто в зале, и тем, кто на сцене». И его помощь была ощутима. Попов добивался орденов, лауреатских значков для тех, кого считал достойным этого. Защищая своих учеников, мог положить партбилет на стол. Попова своим учителем называют Анатолий Васильев, Галина Петрова, Сергей Колтаков, Иосиф Райхельгауз, Михаил Ефремов, Александр Яцко. Через помощь людям прошла его актерская жизнь, деятельность на руководящих постах, работа педагогом. Сам себя он считал счастливым человеком. Андрей Попов как актер полностью растворил свою личную жизнь в служении искусству.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?