Город Иркутск для Колчака был судьбоносным: когда-то именно в местной церкви он венчался со своей женой Софьей Омировой, и здесь же на смерть его провожала другая женщина, которую он считал своей гражданской женой - Анна Тимирева. Для него все закончилось 7 февраля 1920 года, для нее ее "Голгофа" только начиналась. Первый шаг на этом пути она сделала сама: добровольно самоарестовалась, чтобы разделить судьбу Александра Васильевича. На допросе его спросили: приходится ли госпожа Тимирева ему гражданской женой. Колчак дал отрицательный ответ, понимая, что спасает этим Анну от расстрела.
Его тело после расстрела было утоплено в проруби, а ее тогда отпустили. Чекисты любили игры в "кошки-мышки": поймать, поиграть, отпустить, а затем опять - по кругу...
Безоблачное детство
Аня Сафонова, в замужестве Анна Тимирева, родилась в семье директора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова и Варвары Ивановны Вышнеградской. Дата и место рождения Анны - 18 июля 1893 года, Кисловодск.
Затем семья Сафоновых переехала в Петербург. Образование Анны было в основном гуманитарным: общее — в гимназии княгини Оболенской (с 1906 по 1911 год), и в тот же период она изучала искусство живописи у С. М. Зейденберга. К тому же Анна Сафонова в совершенстве владела французским и немецким языками. Девушка отличалась веселым характером, живостью ума и обаянием, так что недостатка в поклонниках не было.
Взрослая жизнь
В 18 лет Анна Сафонова вышла замуж. Она увлеклась своим троюродным братом Сергеем Николаевичем Тимиревым - капитаном I ранга. Он был старше ее на 18 лет. Это был умный деликатный человек и блестящий офицер, вся жизнь которого связана с морем.
После 1920 года, уже будучи в эмиграции в Шанхае, он напишет книгу "Воспоминания морского офицера". Она была издана дважды.
В 1914 году у супружеской пары родился сын. Назвали его Владимиром, а среди родных он был известен как Одя.
Позже Владимир Тимирев станет членом Союза художников СССР, а в 1938 году он будет расстрелян. В 1958 году, после многочисленных прошений Анны Тимиревой, Владимир Тимирев был реабилитирован.
Кочевая жизнь
Семья капитана I ранга С. Н. Тимирева часто меняла место жительства, что было связано со службой главы семьи. А в остальном все было как у всех офицерских семей: быт, ожидание, дети, мероприятия, где встречались семьи офицеров, отмечались праздники.
Вот на одном из таких офицерских собраний у Н. Л. Подгурского и познакомилась Анна Тимирева с адмиралом Александром Колчаком. Это было в 1915 году: С. Н. Тимирев был направлен в Гельсингфорс. В это же время там уже проживала семья Колчака.
А. В. Колчак был не только морским офицером. В сферу его интересов входили и полярные исследования, за которые он был удостоен высшей награды Русского географического общества. Он был душой любой компании: его истории можно было слушать часами.
Итак, они встретились в тот исторический период, который впоследствии назовут "предреволюционным". И эта встреча стала поворотным моментом в биографии Анны Тимиревой.
А в это время шла Первая мировая война, и все думали, что она продлится недолго. Однако начался 1916 год, и стало понятно, что военные действия затянулись на неопределенный период.
Две параллельные прямые
Согласно офицерскому кодексу чести, связь с женой своего товарища была недопустима. И потому никаких видимых изменений в жизни Анны и Александра Колчака не происходило.
Анна и С. Н. Тимирев воспитывали сына Володю, встречались с друзьями, в том числе и с семьей Колчака, у которого также подрастал сын Ростислав. Общение было вполне светским, не выходящим за рамки приличий. А мысли... да мало ли кто и о чем думает. Их встречи происходили редко, иногда раз в несколько месяцев, и чаще всего случайно: Александр Васильевич в то время руководил минной дивизией.
Шел 1916 год, Анна жила в своем мире, в мыслях о Колчаке, и революционные настроения в обществе скользили мимо ее сознания: просто быт стал тяжелее. Вероятно, все так бы и продолжалось, если бы не резкое изменение судьбы России, в результате которого многие жизни были перекроены до неузнаваемости.
Назначение и объяснение
28 июня 1916 года был подписан императором Николаем II указ о назначении вице-адмирала Колчака командующим Черноморским флотом. Это был карьерный взлет вопреки всем правилам. Таким образом, в 42 года Колчак стал самым молодым командующим флотом.
Необходимость переезда в Севастополь к новому месту службы означала фактически потерю возможности видеться с Тимиревой, а потому это назначение спровоцировало быстрое развитие событий в личной жизни адмирала.
В день, с которого все началось, супруги Тимиревы были приглашены на обед к Н. Л. Подгурскому. Колчака также ждали, но без особой надежды: он сдавал дела минной дивизии. Поэтому его появление с двумя букетами было неожиданным: один из букетов был вручен хозяйке дома, а второй - Анне. Они говорили до позднего вечера, а затем были и еще встречи - до самого его отъезда в Севастополь.
В одно из свиданий Анна первая сказала Колчаку о своих чувствах. Он даже не надеялся на взаимность: фото Анны Тимиревой вместе с ее утерянной перчаткой он хранил у себя в каюте многие месяцы.
И это ее внезапное признание просто потрясло его. Выразить свою любовь Колчак смог только словами: "Я Вас больше чем люблю".
Стороны "треугольника"
В начале сентября адмирал вместе с семьей переехал в Севастополь. Перед отъездом он попросил разрешения у Анны писать ей. Она согласилась, но не слишком надеялась: новые дела, заботы, знакомства могут стереть из его памяти воспоминания об их коротких встречах.
Но она ошибалась: четыре дня ушло у адмирала Колчака на первое письмо Анне. Он выкраивал время на него и во время боя, и в периоды мирных передышек. Получилось длинное письмо, которое доставил Тимиревой матрос. После первого письма началась их переписка. С Анной Тимиревой Колчак делился не только своими сокровенными чувствами, но и мыслями по поводу положения дел в Российской империи.
Еще в течение трех лет их общение состояло из коротких тайных свиданий, встреч на официальных приемах, а также писем. Их отношения уже ни для кого не тайна: Софья Колчак все понимала, Сергей Николаевич Тимирев также знал о другой жизни своей жены.
"Гордиев узел"
Это хождение "по лезвию бритвы" было невыносимо для всех сторон треугольника: кому-то необходимо было сделать первый шаг. И в конце 1918 года, после тяжелого разговора с мужем, Анна Тимирева получит развод. И теперь в ее жизни будут два любимых мужчины: Александр Колчак и сын Володя.
В это время на Колчака свалилось много политических вопросов, которые требовали немедленного реагирования. Одним из важных событий того периода было отречение государя. И командующий флотом должен был определиться со своими политическими взглядами. Надо сказать, что Колчак всегда был приверженцем монархии, хотя после 1919 года свои взгляды он высказывать не имел права.
И в этот период его переписка с Анной была полна горьких высказываний о судьбе России и предательстве в высших эшелонах власти.
Их отношения обрели определенность: с этого времени Анна Тимирева - гражданская жена Колчака. А его супруга Софья с сыном Ростиславом в это время находились в Париже, куда адмирал, боясь за их жизнь, успел их переправить.
Жизнь "до" и "после"
После развода с С. Н. Тимиревым Анна работала в 1918-1919 годах в Омске переводчицей. Там же шила белье и была раздатчицей пищи больным солдатам и офицерам. Когда в январе 1920 года был арестован Колчак, она пошла вместе с ним в Иркутскую тюрьму.
После его расстрела в феврале 1920 года Анна пробыла в тюрьме до октября, выйдя по амнистии. Но через полгода была снова взята под арест за прошение о выезде в Харбин. Это ей не забыли, и два последующих срока (1922 и 1925 годы) она получила "за связь с иностранцами и бывшими белыми офицерами".
В 1922 году Анна вышла замуж за Владимира Книпера, который впоследствии умрет в 1942 году от сердечного приступа: не смог выдержать "пристального внимания" властей к своей жене. А Анна Книппер-Тимирева будет носить эту двойную фамилию до 1957 года, пока не выйдет указ о реабилитации ее сына Владимира.
В общей сложности она пробыла в лагерях и поселениях около 40 лет. Занималась и неквалифицированным трудом, чтобы как-то выжить, но были и светлые моменты, когда ей позволили занять должность бутафора в Рыбинском театре. И здесь в полной мере пригодился ее талант и умение создавать прекрасные произведения искусства из подручных материалов. Иногда она появлялась на сцене в эпизодических ролях.
Ее реабилитация произойдет только в 1960 году. Видные деятели искусства добились для нее маленькой пенсии "За заслуги Василия Сафонова перед страной".
Проживала Анна Васильевна до своей смерти в 1970 году в коммунальной квартире на Плющихе, где ей выделили комнату.
Пенсии катастрофически не хватало, поэтому приходилось подрабатывать на киностудии "Мосфильм". Роли Анны Книппер-Тимиревой исключительно эпизодические: уборщица в "Бриллиантовой руке", подсказывающая сотруднику милиции номер машины. Фильм снят режиссером Гайдаем. И еще роль преклонного возраста аристократки в "Войне и мире" Сергея Бондарчука. Кстати, в этом фильме Анна Тимирева приняла участие в качестве консультанта по этикету.
До конца своих дней Анна Васильевна Тимирева помнила об адмирале Колчаке. Ему она посвятила свои стихи. Книга ее стихов и переписка с Колчаком были изданы в 2000-х годах.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?