Александра Гончарова – сестра Натальи Николаевны, знаменитой супруги и музы русского поэта Александра Пушкина. Выйдя замуж, она стала баронессой Фогель фон Фризенгоф. На протяжении определенного этапа своей биографии она достаточно близко общалась с самым известным отечественным мастером словесности, поддерживала сестру после его трагической смерти на дуэли.
Детство
Александра Гончарова родилась на мызе княгини Барятинской под Санкт-Петербургом. Она появилась на свет 27 июня 1811 года. Была средней дочерью Натальи Ивановны и Николая Афанасьевича Гончаровых. Всего в семье было шесть детей – три брата и три сестры. Как и все остальные, она получила качественное домашнее образование. Все детство и юность Александры Гончаровой прошли в нескольких местах – это Москва, а также поместья Полотняный Завод и Ярополец.
Уже через три года после ее рождения отец тяжело заболел. Поэтому все семейные и домашние обязанности легли исключительно на мать героини нашей статьи. Она была властной женщиной с достаточно тяжелым характером, поэтому дочери воспитывались в предельной строгости.
В 1831 году, когда Александре Гончаровой было уже 20 лет, ее руки попросил калужский помещик Александр Поливанов. Он, к тому же, был и их соседом. Интересно, что в процесс этого сватовства был вовлечен и Пушкин, по всей видимости, по настоянию жены. Однако это не помогло: по неизвестной причине мать Александры Николаевны Гончаровой ответила потенциальному жениху отказом. Большинство исследователей полагают, что дело было в причастности Поливанова к некоторым декабристам, осужденным несколькими годами ранее.
К тому же, ее сестра Наталья, которая была на год младше, в том же году вышла замуж за Пушкина. После отъезда молодых в Петербург, Александру с сестрой Екатериной отправили в Полотняный Завод. В этом имении они провели три следующих года.
Жизнь в деревне
В Полотняном Заводе они были практически полностью предоставлены сами себе, так как сама мать жила в Яропольце, приезжала к ним изредка. Если судить по сохранившейся переписке, отношения между ними в то время были весьма натянутыми.
В основном, тратил на них деньги их дедушка Афанасий Николаевич, который прожигал некогда многомиллионное состояние Гончаровых. В основном, Екатерина и Александра Гончаровы, фото портретов которых вы найдете в этой статье, катались на лошадях и читали. Александра, помимо этого, увлекалась музыкой: она хорошо играла на фортепиано. Брат Иван постоянно присылал ей из Петербурга пачки нот.
При этом в письмах родным обе сестры жаловались на равнодушное отношение к ним матери. Они переживали, что с каждым годом теряют шанс устроить свою личную жизнь. Когда в 1832 году скончался дед, главой семейства, получившим право распоряжаться всем состоянием, стал брат героини нашей статьи Дмитрий. Для обеих сестер это ничего не изменило, они так и остались жить в деревне.
Известно, что самая младшая из них, Наталья, собиралась навестить их в 1833 году, но не смогла, тяжело заболев после вторых родов. Только летом 1834 года она приехала к ним в калужскую деревню, чтобы увезти с собой в Петербург.
Переезд в столицу
В столице Российской империи жизнь Александры Гончаровой изменилась кардинальным образом. Наталья уговорила Пушкина принять сестер в их доме, хоть он поначалу и был против. Однако понимал, в каком трудном положении они оказались, поэтому, в конце концов, согласился. Поселившись в доме поэта, девушки начали регулярно выбираться в свет. Так началась их светская жизнь. Причем они вносили долю за квартиру и стол из того содержания, которое им выделял брат Дмитрий.
Поначалу они рассчитывали стать фрейлинами, но Пушкин отговорил их от этой затеи. В письме к жене в 1834 году он так обосновывал свою позицию:
Охота тебе думать о помещении сестер во дворец. Во-первых, вероятно, откажут; а во-вторых, коли и возьмут, то подумай, что за скверные толки пойдут по свинскому Петербургу. <…> Мой совет тебе и сестрам быть подале от двора; в нем толку мало. Вы же не богаты. На тетку (Е. И. Загряжскую) нельзя вам всем навалиться.
Все-таки Екатерине вскоре после переезда удалось получить шифр фрейлины, но даже после этого она не переехала во дворец, а осталась жить у Натальи. Первое время считалось, что Александра чурается светской жизни, больше занимаясь хозяйством. Однако, в действительности, она не была домоседкой, хоть иногда ей и приходилось оставаться дома вечерами, чтобы посидеть с детьми Натальи.
Знакомство с Россетом
Судьба Александры Гончаровой сложилась удивительно. Вскоре после переезда в Петербург она познакомилась с Аркадием Россетом, будущим генерал-лейтенантом и помощником министра государственного имущества. К тому же он был братом фрейлины Александры Смирновой. Гончарова всерьез увлеклась им.
По всей видимости, героиня нашей статьи рассчитывала на серьезные отношения, но Аркадий так и не стал к ней свататься. Сам Россет был беден, а после того, как Пушкина убили и сестры уехали в деревню, их отношения окончательно прервались.
Портрет
Хорошо известен портрет Александры Гончаровой кисти неизвестного художника, который сейчас хранится в Пушкинском музее. Если верить ему, а также воспоминаниям современников, она сложением походила на Наталью, была высокого роста, черты лица отдавали желтизной.
Легкое косоглазие, которое было у Натальи, у Александры превратилось в откровенно косой взгляд, который сильно портил ее внешность.
Отношения с Пушкиным
Среди исследователей творчества великого русского поэта нет единого мнения о том, какие отношения связывали Александра Пушкина и Александру Гончарову. Долгое время считалось, что она была влюблена в мужа своей сестры. Возможно, между ними даже были отношения.
Такое мнение сформировалось из-за рассказов об этом князя Александра Трубецкого, который считался близким знакомым Дантеса. Также об этой связи упоминал Вяземский. Правда, его версия известна лишь в пересказе историка и литературоведа Петра Бартенева.
В действительности, все они только передавали слова Идалии Полетики, которая считалась одним из главных врагов Пушкина в светском Петербурге. Идалия утверждала, что сама Александра ей рассказывала об этой связи.
Большинство исследователей считают, что это обычный наговор. Дементьев и Ободовская, которые занимались изданием писем Гончаровых, считают, что такая связь в принципе была невозможна. Хотя бы потому, что Александра никогда не была близка с Полетикой, а значит, не решилась бы с ней на такие откровения.
В воспоминаниях старшей дочери Натальи Николаевны от второго брака, Александры Араповой, можно также встретить эти слухи. При этом Арапова ссылается на свою няню. Например, она передает историю о том, как однажды Александра потеряла цепочку с крестиком, которую никогда не снимала. Слуги, перевернув весь дом, обнаружили ее в постели Пушкина.
Однако большинство исследователей все же отвергают возможность их связи. Отмечая, что дружба, которая была между двумя сестрами, сохранилась до самого конца жизни Натальи, даже несмотря на плохие отношения между Александрой и Петром Ланским.
После смерти Пушкина героиня нашей статьи была вынуждена жить с новой семьей своей сестры, пока сама не нашла себе супруга. Этот факт является еще одним подтверждением невероятности подобного предположения.
В качестве доказательства связи Пушкина с Александрой Арапова приводит то, что Пушкин не пустил ее в комнату для прощания перед самой смертью. Однако это опровергает секундант поэта на той роковой дуэли, Константин Данзас. Он утверждает, что Александр Сергеевич простился с женой, детьми и свояченицей.
Связь с Дантесом
По другой версии, у Александры была связь с Дантесом. Ее выдвинул пушкинист Михаил Яшин. Есть упоминание об этом и в материалах о поэте, собранных Анной Ахматовой.
В качестве основного доказательства приводится письмо Александры, в котором, как считается, она называется Дантеса «образцовым молодым человеком». Однако, когда более дотошные исследователи добрались до оригинала, они обнаружили пропущенную ранее при переводе запятую, что доказывает, что данная характеристика относилась к другому человеку.
Известно также письмо героини нашей статьи, адресованное брату, буквально накануне дуэли. В нем она характеризует отношения между племянником и его дядей (так она называет его покровителя ван Геккерна) как чрезвычайно холодные.
Отношения с Фризенгофами
После смерти Пушкина Александра вместе с Натальей и ее детьми около года провела в имении в Полотяном Заводе. В конце 1838 года она вернулась в Петербург. Через несколько месяцев ее пожаловали во фрейлины Александры Федоровны, о чем позаботилась ее тетка Екатерина Загряжская.
Ее замужество выросло из давних отношений с супругами Фризенгоф. Так, Наталья Ивановна Фризенгоф была воспитанницей родной тетки Гончаровых Софьи де Местр. Есть даже предположение, что сама Наталья Ивановна была незаконнорожденной дочерью Александра Загряжского. Если это действительно было так, то она приходилось двоюродной сестрой Гончаровым.
Фризенгофы часто бывали у Пушкиных в Михайловском в 1841 году. Супруг Натальи Ивановны Густав, к тому времени, уже два года служил в австрийском посольстве. Его как раз отозвали в Вену, и вернулся в Россию он только в 1850 году. В тот же году его жена Наталья Ивановна тяжело заболела и вскоре умерла. Последние дни за ней ухаживала Александра Николаевна.
Предложение
Личная жизнь Александры Гончаровой устроилась в 1852 году. По всей видимости, предыдущей зимой Фризенгоф сделал ей предложение. К тому времени ей был 41 год, а мужу – 45.
Свадьбу сыграли 18 апреля. Брак оказался хоть и поздним, зато счастливым. В основном, супруги жили в Вене или в поместье Бродзяны на территории современной Словакии.
Все свидетельства указывают на то, что в Россию героиня нашей статьи больше никогда не возвращалась. Однако поддерживала отношения с друзьями и родственниками. В частности, к ней в гости приезжала Наталья Николаевна.
Дети
В 1854 году у супругов родилась дочь Наталья. Она вышла замуж за герцога Элимара Ольденбургского, который был на десять лет ее моложе.
Брак был морганатическим, то есть герцог был заведомо более низкого положения, не повысив после свадьбы свой социальный статус. Они сыграли свадьбу в 1876 году. Этот союз был негативно воспринят родителями обоих супругов.
Смерть Александры
Александра Николаевна скончалась 9 августа 1891 году в Бродзянах в возрасте 80 лет. Там же ее и похоронили. Муж Александр Гончаровой скончался двумя годами ранее.
Точная причина ее смерти неизвестна. Никаких воспоминаний она не оставила, уничтожив большую часть личных архивов. Позднее дочь, по ее просьбе, сожгла все остальные бумаги.
Единственное свидетельство, которое принадлежит героине нашей статьи, известно по письму ее мужа. По всей видимости, оно было написано в 1887 году, когда сама баронесса была уже парализована. Письмо она адресует своей племяннице Араповой, описывая события, предшествующие роковой дуэли и смерти Пушкина.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?