Альгимантас Масюлис в театре играл разных героев. В кино же он создавал в основном образы злодеев. Отрицательные персонажи в его исполнении – люди, пошедшие с собственной совестью на компромисс, предавшие самих себя. Актер сыграл за свою жизнь множество ролей, и ни одной из них не был полностью доволен.
Альгимантас Масюлис: начало пути
О родителях лицедея ничего неизвестно. Альгимантас Масюлис родился в Литве 10 июля 1931 года. Уже в детстве мальчик знал, что станет актером. Причем он собирался быть не одним из многих артистов, а настоящей звездой. Многие смеялись над его планами, однако Масюлис верил в себя.
В 1948 году юный Альгимантас окончил студию при Паневежском драматическом театре. Годы учебы позволили ему убедиться в правильности выбора профессии, педагоги радовались его успехам. Вскоре после окончания студии он стал звездой Паневежского драматического театра. Его талант привлек внимание знаменитого режиссера и педагога Юозаса Мильтиниса. Этот человек взял Масюлиса под свое крыло, помог ему опериться, отточить свое мастерство. В итоге зрители стали ходить «на Альгимантаса».
Верность коллективу, приютившему новичка, Масюлис хранил вплоть до 1978 года. Затем он стал блистать на сцене Каунасского академического драматического театра.
Первые роли
Альгимантас Масюлис никогда не пытался выбирать между театром и кинематографам. Они играли в его жизни одинаково важные роли. Дебютировал он в фильме «Игнотас вернулся домой», где ему досталась крохотная роль офицера.
Редкий актер может похвастаться тем, что его прославила короткометражная лента. Масюлис действительно обзавелся первыми поклонниками после выхода короткометражки «Утопленник». В этой картине он создал образ мелкого чиновника Ионаса Шатаса, который оказывается в комической ситуации. Герой амбициозен, однако все его честолюбивые устремления терпят крах.
Альгимантас Масюлис играл на грани между серьезностью и гротеском. В итоге ему удалось впечатлить не только зрителей, но и режиссера. Витаутас Жалякявичюс стал снимать молодого человека в своих картинах. Альгимантас засветился в фильмах «Юлюс Янонис» и «Адам хочет быть человеком». Затем он сыграл единственного свидетеля по делу об убийстве в картине «Хроника одного дня». Кто-то считает этого героя также и подозреваемым.
Звездный час
Всесоюзная слава пришла к актеру Альгимантасу Масюлису благодаря очередному творению Витаутаса Жалякявичюса. Речь, конечно же, идет о боевике «Никто не хотел умирать».
Фильм переносит зрителей в 1947 год. События разворачиваются в литовских лесах, где еще скрываются вооруженные банды. Преступники убивают четырех председателей сельсовета – одного за других. Последней их жертвой становится старик Локис. Сыновья погибшего во время похоронной церемонии клянутся рассчитаться с бандитами.
Альгимантасу в этой картине досталась роль одного из возмущенных братьев. Ему удалось избавить своего героя от ненужного пафоса, вдохнуть в него жизнь.
«Щит и меч»
Зрителям запомнились и полюбились разные фильмы Альгимантаса Масюлиса. Кто-то отдает предпочтение картине «Никто не хотел умирать». Кому-то же больше пришлась по душе лента «Щит и меч».
Фильм повествует о героической работе советских разведчиков в тылу врага. За годы опасной игры один из них завоевывает расположение и доверие немецкого военного командования. Героя переводят в СС, что обеспечивает ему свободный доступ к бесценной секретной информации.
В этой картине Альгимантас сыграл «врага», а не «своего». Он мастерски исполнил роль оберфюрера Вилли Шварцкопфа. В свою игру актер вложил сохранившиеся воспоминания о Второй мировой. Режиссер Владимир Басов предложил Масюлису по-новому взглянуть на немецких офицеров, и лицедей не подвел его. Его герой – идейный нацист, он хорошо образован и вымуштрован. Войти в эту роль Альгимантасу было на удивление легко.
Образ оберфюрера Вилли Шварцкопфа он воплотил и в продолжении картины.
Яркие роли
Альгимантас Ионович Масюлис – настоящий баловень судьбы. Актеру везло не только на хороших режиссеров, но и на яркие роли. Он сыграл Герхарда Эппа в «Миссии в Кабуле», Зольдинга в «Судьбе», Карла Нолмара в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата». Интересные образы лицедей создал в «Софье Ковалевской», «Похищении «Савойи», «Крепости», «Лермонтове», в картинах «Вход в лабиринт» и «Если враг не сдается».
Послужной список Масюлиса на этом далеко не заканчивается. Время от времени артисту везло по-настоящему. Он воплотил образ президента Трумэна в «Победе», сыграл Шерлока Холмса в «Голубом карбункуле», принца Джона - в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго». Отдельного упоминания заслуживают Штуфен в «Крахе инженера Гарина», Бернард в «Бархатном сезоне», Гай Гисборн в «Стрелах Робин Гуда».
Судьба не обделила актера яркими ролями, но ни одной из них он не остался полностью доволен. Альгимантас всегда думал о том, что мог бы сыграть лучше, искреннее. Он находил недочеты в своих работах, старался усовершенствовать мастерство. Масюлис любил повторять, что не станет хвастаться своими успехами, когда предстанет перед Всевышним.
Амплуа
В советском кино лицедей играл преимущественно иностранцев. Фото Альгимантаса Масюлиса позволяют разглядеть светлые волосы и выразительные голубые глаза, тонкие губы, мужественный подбородок, хищные ноздри. Интересная фактура в сочетании с легким акцентом сделали свое дело. Кинорежиссеры видели в нем «не нашего» человека, критики их полностью поддерживали. Масюлису великолепно удавались роли иностранных буржуа. Он создавал яркие образы эсэсовцев, шпионов, аристократов. Альгимантас снялся во множестве картин, посвященных Великой Отечественной войне.
Интересно и то, что в кино актер играл преимущественно отрицательных героев. Он создавал образы людей, заключивших сделку со своей совестью. Персонажи Масюлиса – в меру циничные, умные, интеллигентные личности. С одной стороны они импозантные и внушительные, с другой – жалкие до невозможности. Они – не столько злодеи, сколько люди, безнадежно потерявшие себя. Именно в таких ролях Масюлис полюбился своим поклонникам.
Кино- и телепроекты
В фильмографии Альгимантаса Масюлиса непременно стоит покопаться его поклонникам. Они могут натолкнуться на интересные ленты, которые еще не видели. Какие же из них еще не были упомянуты?
- «Шаги в ночи».
- «Чужое имя».
- «Ночи без ночлега».
- «Сыны отечества».
- «Рокировка в длинную сторону».
- «Июнь, начало лета».
- «Остров сокровищ».
- «Маленькая исповедь».
- «Геркус Мантас».
- «Это сладкое слово – свобода!».
- «Человек в штатском».
- «Горя бояться – счастья не видать».
- «Время ее сыновей».
- «Долгое путешествие к морю».
- «Воскресная ночь».
- «Вооружен и очень опасен».
- «Жизнь Бетховена».
- «Блуждающие огоньки».
- «Смилуйся над нами».
- «Антарктическая повесть».
- «Американская трагедия».
- «Послезавтра в полночь».
- «Лето кончается осенью».
- «Медовый месяц в Америке».
- «Я, сын трудового народа».
- «Водитель автобуса».
- «Европейская история».
- «Черная стрела».
- «Любимец публики».
- «Тайны мадам Вонг».
- «Покушение на ГОЭЛРО».
- «Игра хамелеона».
- «В дебрях, где реки бегут…».
- «Воскресный день в аду».
- «Вход в лабиринт».
- «Родные берега».
- «Сердца трех».
- «Аномалия».
- «Каменская».
Последние свои роли Альгимантас исполнил в документальной ленте «Фрицы и блондинки» и в фильме «Когда я был партизаном».
Любовь, семья
В личной жизни Альгимантаса Масюлиса все было прекрасно. Актер состоял в браке с женщиной по имени Гражина, врачом по профессии. Вместе они прожили много счастливых лет, ссоры и скандалы обошли супругов стороной.
В семье родились дочь и сын. Сын связал жизнь с кино, пошел по стопам Масюлиса-старшего. Вместе с отцом он трудился над документальной лентой «Фрицы и блондинки». Эта картина посвящена эволюции кинообраза врага. Дочь Альгимантаса предпочла пойти по материнским стопам. Она окончила медицинский вуз и устроилась работать в детскую клинику.
Смерть
Несколько лет талантливый актер боролся с раком. Он мужественно перенес сложные операции на кишечнике. К сожалению, вылечиться ему так и не удалось.
Альгимантас Масюлис ушел из жизни 19 августа 2008 года. Актеру было полных 77 лет. Последнее пристанище он нашел на Пятрашюнском кладбище в Каунасе.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?