Андре Жид (1869-1951) – один из лучших французских писателей XX века, произведения которого оказали большое влияние на мировоззрение его современников. Ему свойственен индивидуализм, переходящий в нарциссизм. Жид пытался выйти за рамки общепринятой западноевропейской морали, считая, что она делает человека несвободным. Смелые взгляды писателя, более всего ценившего свободу, сделали его значимой фигурой во французской литературе. В 1947 году получил Нобелевскую премию по литературе. Писатель прошел долгий путь, на протяжении которого радикально менял свои взгляды. Все это нашло отражение в его творчестве.
Детство
Андре Жид родился в 1869 году в Париже в семье состоятельных протестантов. Его отец преподавал экономику в Парижском университете. Мальчик часто болел, поэтому получал образование дома. Андре получил строгое пуританское воспитание, которое вызывало у него внутренний протест. Когда мальчику было 11 лет, его отец умер. Воспитанием будущего лауреата Нобелевской премии по литературе отныне занялись мать и тетки. Впоследствии писатель считал, что феминистское пуританское воспитание пагубно повлияло на его сексуальную ориентацию.
Мадлен и первое литературное произведение
Будучи подростком, Андре влюбился в свою кузину Мадлен Рондо. Он посвятил ей свое первое произведение «Записки Андре Вальтера». В 1891 году юноша сделал кузине предложение руки и сердца, но положительный ответ услышал от нее лишь в 1895 году.
«Записки Андре Вальтера» не принесли молодому писателю популярности у читателей. Но о нем заговорили в литературных кругах. Для Андре Жида открылись двери литературных салонов. Он был представлен известным поэтам Полю Валери и Стефану Малларме. Именно Валери вдохновил Андре написать «Трактат о Нарциссе».
Африка
Андре в начале 1890-х дважды ездил в Африку. Цель путешествия - поправить пошатнувшееся здоровье. Именно в Африке он, полностью освободившийся от условностей цивилизованного общества, осознал свою гомосексуальность, вступая в многочисленные связи с мужчинами. Впечатления от путешествия писатель отразил в повести «Имморалист». Свободу, которую Андре обрел в Африке, нелегко было сохранить во Франции. Общество тяготит Жида, заставляет вписываться в предписанные рамки. И тогда Андре предпринимает второе путешествие в Африку. Во время второго путешествия Жид встретил знаменитого Оскара Уайльда, который оказал на молодого писателя большое влияние. Знакомство с таким выдающимся человеком привело Андре в восторг.
После возвращения во Францию в 1895 году, Андре Жид женился на Мадлен Рондо. Многие исследователи биографии писателя называют этот его поступок роковой ошибкой. Под впечатлением от этого брака была написана повесть "Тесные врата".
Путь к известности
Молодой писатель стал мэром коммуны Ла-Рок в 1896 году. Он стал самым молодым мэром во Франции. Наряду с политической деятельностью Андре Жид продолжал писательский труд. Он публикует свое произведение «Яства земные», написанное в жанре лирического дневника. Произведение изобилует гедонистическими идеями. «Яства земные» обрели большую популярность, нежели другие произведения Жида. Критики заговорили о писателе, читатели были в восторге. Это произведение оказало огромное влияние на умы французов. Но это случилось позже. А пока книги продавались очень медленно. Лишь повесть «Тесные врата» принесла известность своему сорокалетнему автору.
Писатель Андре Жид полностью посвятил себя литературной деятельности. Отцовское наследство позволяло ему не беспокоиться о хлебе насущном.
Путешествия и политика
Писателя не волновало устройство общественной жизни, пока в 20-е годы XX века он вновь не съездил в Африку. Возвратившись, он написал «Путешествие в Конго» и «Возвращение из Чада». В этих книгах он выразил свое возмущение и гнев, вызванный порядками, которые царили во французских колониях. Естественно, во Франции «африканские» произведения Жида вызвали грандиозный скандал, дошедший до залов парламента. Правительство решило пересмотреть колониальную политику.
Андре Жид увлекся социализмом, но к 1937 году окончательно в нем разочаровался.
Писатель и религия
Отношения Андре Жида к религии было достаточно двусмысленным. Он считал себя христианином, но в то же время решительно отвергал и католицизм, и протестантизм. Возможно, нетерпение к религиозным догмам осталось у писателя как пережиток пуританского воспитания в детстве, которое вызвало лишь отторжение и протест вместо смирения и благочестия. Но в молодости Жид был истым протестантом-ортодоксом. Но после гедонизм взял верх над поверхностной религиозностью.
Взгляд на Восток
На фоне «расползающегося» по Западной Европе нацизма СССР казался европейцам единственным государством, способным противостоять гитлеровской Германии. Конечно, после подписания пакта Молотова – Риббентропа европейцев постигло разочарование.
Андре Жид восторженно относился к коммунизму и даже считал себя коммунистом. Он горячо поддерживал молодую страну Советов, где его считали «другом СССР» и выпустили полное собрание сочинений. Но, посетив в 1936 году Советский Союз, он несколько изменил свое мнение. Поездив по стране, познакомившись с советским бытом, писатель был шокирован несвободой советских людей. Всякое проявление мысли, выражение своей точки зрения жестко пресекалось. Общественная жизнь строго регламентировалась. Литературу душила жесткая цензура. Критика и инакомыслие подавлялись насилием. И при этом люди ощущали себя счастливыми. Под гнетом страха появлялся новый тип советских людей - готовых жить в плохих условиях, преданно любить партию, одобрять любые действия властей, обожать вождя.
В СССР Жида приняли очень тепло, оказывая знаменитому писателю почет и уважение. Андре Жид даже стоял в составе почетного караула рядом с первыми лицами страны, включая Иосифа Сталина, на похоронах Максима Горького. Писатель встречался с Николаем Островским, а также с Борисом Пастернаком, который поведал французскому писателю об истинном положении дел в стране Советов.
По возвращении во Францию выход книги Андре Жида «Возвращение из СССР» вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Леон Фейхтвангер и Ромен Роллан, также считающиеся «друзьями СССР», раскритиковали Жида, как и французские коммунисты. В ответ он написал «Поправки к моему «Возвращению из СССР», в котором, опираясь на личные впечатления и представленные ему документы, Андре Жид резко отзывался о сталинском режиме.
С тех пор и до самой перестройки книги Жида не издавались в СССР.
Еще одной причиной неприязни Андре Жида к СССР послужило отношение в этом государстве к гомосексуалистам: за гомосексуализм люди получали тюремные сроки и были обречены на вечный позор и всеобщее презрение. Такое отношение показалось писателю-гомосексуалисту слишком недемократичным, ведь власть ущемляла свободу человека, лишала его права выбора и диктовала сексуальные предпочтения.
Журнал Nouvelle Revue Française
Жид стоял у истоков популярного французского журнала Nouvelle Revue Française, который задавал тон во французской литературе. Однажды он отверг произведение Марселя Пруста, посчитав его дилетантским.
Вторая мировая война
Призывы смириться с немецкой оккупацией какое-то время не волновали Андре Жида, биография которого описывается в данной статье. Он работал в литературном коллаборационистском журнале. Но вскоре писатель уехал в Тунис, где и оставался до конца войны. В Тунисе Жид написал «Тесея» - свое последнее крупное произведение.
Последние годы
В 1947 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Значение его творчества было оценено очень высоко. В том же году Жид стал почетным доктором Оксфордского университета. В 1949 году Андре Жид, годы жизни которого указаны выше, написал сборник эссе под названием «Осенние листья». Интересно знать, что с 1889 года писатель вел дневник, который был издан в нескольких частях еще при жизни Андре. Эволюция взглядов, судьба, рассуждения известного писателя вызвали большой интерес у читающей публики.
Умер Андре Жид во Франции, в Париже, в 1951 году. Он был похоронен рядом со своей женой Мадлен, которая умерла за 13 лет до него.
Творчество Андре Жида
Жид начинал свой творческий путь как символист. Большое влияние на его стиль оказывало творчество С. Малларме. Но, вернувшись из путешествия по Африке, Андре порвал с символистами, увлекся поэзией У. Уитмана и философией Ф. Ницше. Он с большим уважением относился к творчеству Федора Достоевского. Андре Жид изучал его долго и глубоко. Его статьи и публичные лекции об этом русском писателе составили книгу «Достоевский». Это способствовало популяризации творчества Федора Михайловича во Франции.
Андре Жид оказал значительное влияние на литературу своей страны, в большей степени на экзистенциолистов (Камю, Сартр). Писателя причисляли к модернистам. Главной темой его творчества была идея свободы человека от предрассудков и условностей.
«Имморалист»
В данном романе воплощено слияние раннего модернизма с традиционной манерой. Многие литературные критики сходятся во мнении, что «Иморалист» - исходная точка модернистского романа во Франции. Сюжет этого романа (который также называют повестью) – обретение человеком себя, своей сущности. «Имморалист» - это история самопознания. В этом произведении Андре Жид отразил свои личностные переживания и события своей жизни.
Имморалист – это человек, отрицающий мораль. Молодой человек, переживший тяжелую болезнь и моральные страдания, ищет собственное «я», отбросив условности, нравственность и мораль.
«Фальшивомонетчики»
Одним из наиболее известных произведений Андре Жида является модернистский роман «Фальшивомонетчики». Сам автор считал его главным в своей литературной деятельности. Он использовал в «Фальшивомонетчиках» немало новаторских литературных приемов, один из которых - «роман в романе». Роман в некоторой степени автобиографичен. В 2010 году книга «Фальшивомонетчики» была экранизирована.
Основной темой романа является кризис жанра как традиционного романа, так и литературного реализма в целом. В романе нет главного героя, нет всезнающего автора. События показаны с разных ракурсов. Критики отнесли «Фальшивомонетчиков» к плюралистическому роману и даже усмотрели попытку автора создать литературное направление, которое было бы аналогично кубизму в живописи.
В своем произведении Андре Жид безжалостно критикует традиционные устои общества в отношении семейных отношений. Он показывает, что гетеросексуальные связи не приносят счастья людям. Но и однополые связи не являются гарантией счастья (автор показывает два варианта развития событий – позитивный и негативный).
Личная жизнь писателя
Единственной женой и главной женщиной в жизни писателя была его кузина Мадлен. Она была музой Андре Жида, ее образ присутствует практически во всех его произведениях. Но их супружескую жизнь едва ли можно назвать удачной, стандартной и полноценной. Отношения Андре и Мадлен были платоническими. Тому виной - невротическая боязнь Мадлен перед физической близостью. Не исключено, что виной этому была ее фанатичная религиозность. Но на всю жизнь супруги сохранили теплые отношения.
Еще в начале супружеской жизни супруги договорились об открытом браке. У Андре Жида было немало и любовниц, и любовников. У писателя был единственный ребенок – дочь, которую ему родила любовница.
Во время путешествия по Африке в 1893 году Жид до конца осознал собственную гомосексуальность. Он вступал в связи с молодыми мужчинами. Впечатления Андре Жида от путешествий и нестандартный любовных приключений стали основой повести «Имморалист».
Поначалу влечение к мужчинам на фоне любви к кузине пугало молодого писателя. Он обратился к врачу, который уверил его, что после женитьбы все встанет на свои места. Естественно, женитьба ничего не изменила.
В 1910-х годах Андре был влюблен в Марка Аллегре - будущего известного кинорежиссера. Писатель был другом семьи Аллегре и сошелся с Марком, когда тому было лишь 15 лет. Жид мучительно переживал сближение Марка и Жана Кокто – знаменитого французского писателя. Эти переживания отразились в книге Андре Жида «Фальшивомонетчики». Когда Мадлен узнала о влюбленности мужа, она уничтожила все его письма, которые были ей адресованы. Только в 1926 году Аллегре осознал, что его больше привлекают женщины. Связь Жида и Аллегре прекратилась, уступив место дружбе.
В 1911 году был опубликован трактат Андре Жида «Коридон», в котором он представляет доказательства того, что гомосексуализм – это не порок и не психическое отклонение, а естественная форма сексуальности, свойственная людям с высокими эстетическими идеалами, находящимся на более высокой ступени развития, нежели остальные. Обоснованием этого писатель считает произведения древнеримских и древнегреческих поэтов, Шекспира, Микеладжело и других. Однополую семью Жид считал более жизнеспособной и правильной, чем разнополую, которую называл чуть ли не извращенной формой брака. Трактат получился скандальным.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?