Археологи полагают, что, возможно, они обнаружили местоположение города Эммаус, где, как считается, Иисус Христос впервые появился перед двумя своими учениками после своего воскресения. Как сообщает израильская газета «Гаарец», ученые, организовавшие совместную франко-израильскую экспедицию в Кириаф-Иарим, начали исследования в 2017 году. Ими была обнаружена массивная древняя стена крепости эллинистического периода, которую мог возвести один из полководцев Селевкидов, победивший знаменитого еврейского вождя, который занимает видное место в истории Хануки.
Место раскопок
Кириаф-Иарим - холм, с которого открывается вид на дорогу к Иерусалиму. В Ветхом Завете есть несколько упоминаний о нем. Также считается, что здесь какое-то время находился Ковчега Завета, пока царь Давид не доставил его в Иерусалим.
Исследователи полагают, что благодаря этой находке можно определить точное место расположения библейского города Эммаус. В Евангелии от Луки говорится, что именно по дороге в Эммаус Иисус впервые явился перед двумя своими учениками после своего воскрешения из мертвых.
По следам легенды
Согласно библейскому повествованию, два ученика шли из Иерусалима в Эммаус, по дороге к ним присоединился воскресший Иисус. Однако он остался не узнанным.
К ночи они дошли до Эммауса, Иисус согласился остаться и поесть. После того, как хлеб был разделен, и еда была благословлена, ученики прозрели и узнали Христа, после чего он исчез. У Луки сказано, что город Эммаус располагался примерно в 60 стадиях (около 11 километров) от Иерусалима.
Исследования
«Гаарец» сообщает, что 24 октября будут опубликованы результаты исследований, в которых будет изложено предположение, имеющее большое значение для таких областей, как библейская археология и христианская история.
Исследованиями руководят археолог Университета Тель-Авива Исраэль Финкельштейн и профессор библейских исследований Колледжа де Франс Томас Ремер. По мнению ученых, холм Кириаф-Иарим и находящийся неподалеку город Абу-Гош можно считать библейским поселением Эммаус, которое было укреплено полководцами Селевкидов в ветхозаветное время.
В Маккавейских книгах упоминаются города, которые окружали Иерусалим, где генералом Бахидесом были построены крепости. Речь идет о Эммаусе, Бет Хороне, Вефиле, Тимнате, Пиратоне, Тефоне и Иерихоне.
По мнению Финкельштейна и Ремера, Кириаф-Иарим является Эммаусом, так как другие эллинистические цитадели, расположенные к западу от Иерусалима, не известны. Ремер основывает эту идею на расстоянии между Иерусалимом и Кириаф-Иаримом, которое соответствует расстоянию до новозаветного Эммауса.
«Гаарец» также сообщает, что большая часть мест, которые входят в список Маккавейских книг, можно отнести к местам, располагающимся к северу, югу или востоку от Иерусалима. В некоторых из этих мест археологи обнаружили останки других эллинистических укреплений.
По мнению заслуженного профессора древней истории Университета Тель-Авива Бенджамина Исаака, Финкельштейн и Ремер располагают хорошим образцом с точки зрения археологии, географии и топографии. Однако их предположение является гипотезой, которая пока таковой и остается.
Работа ученых
По мнению Исаака, пока отсутствуют достаточно убедительные доказательства, которые позволяют идентифицировать Эммаус, расположенный в районе Кириаф-Иарима. Ученый указывает на тот факт, что неподалеку находятся как минимум два места, которые также можно рассматривать в качестве новозаветного Эммауса.
Историк Евсевий Кесарийский, который жил во втором и третьем столетии, идентифицировал Эммаус Никополис, византийский город в долине Аялон, недалеко от современного перекрестка Латрун, о чем упоминалось в Евангелии от Луки.
Этот город был разрушен во время Шестидневной войны 1967 года, а его руины сейчас находятся на территории национального парка. Однако Эммаус Никополис находится примерно в 24 километрах от Иерусалима, то есть в два раза дальше от Иерусалима, чем сказано в Евангелии от Луки.
Согласно «Гаарец», другие ученые считают, что современная деревня Мотца, расположенная между Кириаф-Ивримом и Иерусалимом, является местом, где находился библейский Эммаус. Однако она находится слишком близко к Иерусалиму, что не соответствует описанию, представленному Лукой.
Как считает Ремер, слово «Эммаус» является греческой версией слова «горячий источник» на иврите. По его мнению, мог существовать целый ряд городов с таким названием.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?