"Арктик Манкис" - одна из тех групп, благодаря которым рок-н-ролл до сих пор жив. Эта команда не отличается чересчур харизматичным поведением на сцене, а также экстравагантными костюмами. Кажется, что они нарочно отвергают все лишнее с целью сосредоточить внимание слушателя только на музыке.
Творческая кухня
Перевод "Арктик Манкис" – "арктические обезьяны".
Новаторство этого коллектива в первую очередь заключается в том, что парни одними из первых начали работать с продюсерами, которые не сильно вмешиваются в процесс создания песен. Такой шаг кажется вполне оправданным, поскольку многие эксперты в области современной музыки утверждают, что время великих творческих руководителей прошло.
Среди нового поколения нельзя найти людей вроде Джорджа Мартина, который сделал творчество Beatles более интеллектуальным. Он фактически является соавтором многих песен, в том числе и знаменитых Yesterday и "Земляничные поляны навсегда". Без его участия эти композиции звучали бы совсем по-другому. Именно он написал для Yesterday струнную аранжировку, благодаря которой она получила классическую строгость. Что касается "Земляничных полян", то некоторые поклонники коллектива считают, что оркестровка здесь даже важнее, чем сама мелодия.
В качестве еще одного примера можно привести продюсера Рика Рубина, который работал с Red Hot Chili Peppers на первых альбомах. Борис Гребенщиков называет его волшебником.
Так вот, таких специалистов уже нет или почти нет. Вместо них в звукозаписывающие студии пришли бизнесмены от музыки. Чаще всего они только портят оригинальные композиции, сокращая их до традиционных 3-4 минут радио-формата и привносят в них ненужные звуки новомодных синтезаторов, драм-машин и так далее.
И даже симфонические, духовые и струнные оркестровки воспринимаются уже не так свежо, как это было во время "Битлз". Одни и те же ходы, кочуя из композиции в композицию, надоедают слушателю. Вот почему многие музыканты из старой гвардии, вроде Пола Маккартни и Кэта Стивенсона начали записывать свои песни без участия продюсеров.
Что касается последнего, то он в одном из своих интервью как-то сказал: "Я стал работать над альбомами самостоятельно, когда понял, что композиции, записанные мною на бытовой магнитофон, очень часто звучат лучше тех, над которыми я работаю в студии".
Отправившись в "свободное плавание" Стивенс добился своего неповторимого звучания, в котором нет громоздких симфонических аранжировок, множества синтезаторов и тому подобных вещей. Пол Маккартни один из своих альбомов вообще записал в гордом одиночестве. То есть все партии на этой пластинке сыграл он сам и спродюсировал диск тоже он.
Молодое поколение
В течение последнего десятилетия многие представители молодого поколения музыкантов все больше стремятся обрести творческую независимость. Появилось целое направление, которое получило название "инди рок". Название его указывает в том числе и на стремление делать записи без участия продюсеров, "индивидуально" или свести их влияние до минимума.
Благо современные технические средства позволяют заниматься музыкальным творчеством буквально не выходя из дома. Если такая работа осуществляется не дилетантом, а человеком, знающим толк в звукозаписи, результат получается не хуже, чем в студии, оснащенной дорогой техникой, а порою и гораздо лучше.
Среди пионеров этого течения была и группа "Арктик Манкис", которой посвящена настоящая статья.
Творческий рост
Если сравнить первый альбом "Арктик Манкис" с последней их работой, то следует признать, что разница видна невооруженным глазом. Дебютная пластинка больше напоминает музыку классических панк-рокеров, и это не недостаток, а достоинство.
Тем не менее, это более простая музыка, чем та, что представлена в их последнем альбоме. Диск, вышедший в нынешнем 2018 году, содержит композиции, явно написанные под влиянием британского и американского арт-рока. Также некоторые из этих песен очень похожи на произведения из последнего альбома группы Queen.
Как складывался творческий путь команды, разделяющий два этих диска?
Первый диск
Команда была образована в пригороде Шеффилда 16 лет назад в 2002 году. В нее вошли Энди Николсон – бас, Джейми Кук – гитара, Мэтт Хелдерс – ударные и Алекс Тернер, который играет на соло-гитаре и является автором большинства исполняемых песен.
Как уже было сказано, группа с самых первых своих дней существования решила, что будет всегда работать над альбомами без вмешательства в данный процесс продюсера. Новаторство заключалось еще и в том, что они одними из первых стали пропагандировать свое творчество с помощью Интернета. Что касается первого альбома, то фактически их было два: официальный и неофициальный.
В первый год своего существования команда записала несколько песен, выпустив их на демо-альбоме. Так обычно называют материал, предназначенный для ознакомления с творчеством нового исполнителя.
Самиздат
Эти диски музыканты бесплатно раздавали во время своих концертов. Алекс Тернер, солист "Арктик Манкис", так говорит об этом: "Мы решили, что самый действенный способ привлечь внимание людей к своей музыке - распространять бесплатные записи". Этот демо-альбом не имел изначально никакого названия. Но, один поклонник обозначил записи как "Возле клуба Broadwalk". Он выбрал это имя в честь концертной площадки, на которой выступала группа в тот день, когда ему удалось получить диск.
К тому же, этот человек был видео-любителем и снял выступление на камеру, сделав впоследствии клип. Его он выложил на собственном сайте. Кроме того, у группы появилась еще одна страница в Интернете, которая стала весьма популярной среди фанатов. Сами музыканты говорят, что не имели к данному сайту никакого отношения. По их словам, его создали поклонники.
Первый официальный альбом
Такое распространение музыкального творчества чем-то напоминает советский андеграунд. В СССР рок-музыка тоже попадала к слушателю в виде альбомов, выпущенных без участия фирм звукозаписи.
В обоих случаях такой способ был весьма действенным и приносил музыкантам огромную популярность и любовь публики.
"Арктик Манкис" стали известными среди поклонников рока еще до выхода их первого официального релиза.
Дебютный альбом получил название, которое можно перевести как "Я вовсе не тот, кем меня считают". Он был записан в собственной студии группы.
За ним последовало еще четыре работы, которые выходили с периодичностью 1-2 года. Кроме слова "индии", жанр в котором работает группа, обычно обозначают как space rock. Некоторые песни "Арктик Манкис" также написаны в стиле desert rock. Так называют направление современной рок музыки, содержащее элементы блюза, психоделического рока, гранжа, гаражного рока и некоторых других стилей.
После записи первого альбома басистом группы стал Ник О’Мэлли.
Мгновенный успех
Огромная популярность первого альбома была отмечена журналом Rolling Stone который включил эту пластинку в список 30 лучших ранних записей рок-исполнителей. Данные о количестве продаж этого диска говорят о том, что это самая успешная работа среди первых альбомов всех когда-либо существовавших английских групп. Кроме физических носителей диск распространялся также через iTunes.
"Любимый страшный сон"
Под таким названием вышел следующий альбом группы.
Пластинка появилась ровно через год после первого диска. Как и его предшественник, альбом "Арктик Манкис" Favourite Worst Nightmare моментально взлетел на первые позиции хит-парада британских дисков. В поддержку этого диска был сыгран так называемый "секретный концерт" в клубе Sheffield 's lead mill. Организация концертов, о которых объявляется только за несколько часов до события, - это новшество, появившееся 10-15 лет назад. "Арктические обезьяны" были одними из первых, кто стал давать подобные концерты.
Первые рецензии на второй альбом были положительными и характеризовали данную музыку как "очень-очень быструю и очень-очень громкую". Команда продолжала завоевывать награды и призы в разных странах мира, в том числе "Лучший новый артист Соединенных Штатов "и "Альбом года" в Японии, Ирландии и Америке. Окончание года ознаменовалось получением "Лучшего британского альбома" и "Лучшей британской группы" на церемонии Brit Awards. Команда была приглашена в качестве хедлайнера на фестиваль в Гластонбери.
Во время этого выступления "Арктик Манкис" исполнили совместно с другими артистами композицию из репертуара Ширли Бейси "Бриллианты навсегда".
"Чепуха"
После короткого перерыва, во время которого Алекс Тернер записал альбом с его проектом The last shadow puppets и совершил гастрольное турне в его поддержку, "Арктик Манкис" снова отправились в студию. Нужно уточнить, что новые песни для предстоящего диска записывали в двух местах. Над двенадцатью из них команда работала в Калифорнии в студии с вычурным названием Rancho De La Luna, а остальной материал был записан в Нью-Йорке. В одной из статей, посвященных альбому, было написано: "Группа не оправдала ожиданий, что их музыка станет сложнее, что музыканты отойдут от их привычного стиля. Алекс Тернер был как всегда красноречив и определенно превратился в настоящего поэта, песни которого - это истории, от которых у слушателей захватывает дух".
Что касается музыки, то лидер группы признался, что был вдохновлен на создание нового альбома творчеством таких артистов, как Ник Кейв, Джимми Хендрикс и группа "Крим". Поэтому, можно сказать, что название "Чепуха" не нужно воспринимать буквально. Музыканты просто иронизируют по поводу выхода нового диска.
Следующий альбом вышел в 2011 году. Он был назван критиками "более винтажным, чем предыдущие работы группы". Возможно, что такой результат был достигнут во многом благодаря записи по принципу "концерт в студии", который часто применялся до шестидесятых годов.
Альбом "AM"
Диск под названием "AM" записывался в течение 3 лет. Ему предшествовал выход сингла R u mine. Эта песня во многом определила и звучание всего будущего альбома. На нем группа попыталась совместить несовместимое: широкое использование фальцета и ритмы жанра hip-hop. Также на сингле была выпущена и песня "Арктик Манкис" "Ай Вона Ноу?".
Можно заметить, что команда при записи всех своих альбомов не боялась экспериментировать. С таким же настроением музыканты подошли и к созданию нового альбома "Арктик Манкис", вышедшего в этом году.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?