Подготовка долгосрочных исследовательских миссий с участием человека на Луну, а затем и на Марс в течение ближайшего десятилетия обязательным пунктом входит в программы всех ведущих космических агентств. И, пока ведется разработка космических кораблей и скафандров для предстоящих миссий, их будущие участники готовятся к работам на поверхности других планет, используя земные полигоны. Одно из таких мест находится на Канарах, на острове Лансароте, вулканический ландшафт которого удивительно напоминает лунную поверхность.
Фантастический пейзаж
Примерно раз в неделю, около 21:00, при свете миллионов звезд астрономы Рауль Мартинес Моралес и Аманда Мандри ведут исследования… на поверхности Марса. Они готовят свои научные инструменты к работе и пересекают море застывшей лавы, направляясь в царство таинственно мерцающих красных песчаных дюн. Иногда ученые устраивают передвижную обсерваторию рядом с древней лавовой трубой или доисторическим кратером, настолько большим, что в него может совершить посадку космический корабль.
Это не сюжет фантастического фильма, и маленькая научная группа находится не на Красной планете. Их, как и любого жителя Земли, отделяют от Марса десятки миллионов километров. Чары разрушаются, когда астрономы на обратном пути попадают на шоссейную дорогу. Это не чужая планета, и испанский остров Лансароте, входящий в состав Канарского архипелага, и работают ученые в центре природного парка Los Volcanes – одной из главных островных достопримечательностей.
Инопланетный полигон в Атлантике
Лансароте – крупный остров в северо-восточной части архипелага. Вся его территория с 1993 года имеет статус биосферного заповедника ЮНЕСКО, а главными жемчужинами острова являются природный парк Лос Вулканос и раскинувшийся по соседству национальный парк Тиманфайя, пейзажи которых славятся необычайным сходством с лунными и марсианскими ландшафтами.
Благодаря этому сходству парки Лансароте не только являются важными туристическими объектами, но и представляют большой интерес для ученых и инженеров. Уникальные условия, которые предоставляет остров, привлекли внимание специалистов Европейского космического агентства (ESA), и на Лансароте был организован крупный исследовательский и тестовый центр. Здесь астронавты обучаются навыкам, которые потребуются при работах на поверхности Луны или Марса, а также проводятся испытания различных моделей луноходов и марсоходов.
Вулканическая пустыня
Причиной поразительной близости ландшафтов Лансароте к той картине, которую можно обнаружить на спутнике Земли или на Красной планете, являются вулканы. Около трети острова занято практически безжизненной пустыней, которую покрывает застывшая базальтовая лава и слои пепла. Только на территории парков Лос Вулканес и Тиманфайя находится более ста вулканических конусов.
После мощных извержений, продолжавшихся с 1730 по 1736 год, здесь сформировалось уникальное сочетание огромных кратеров, лавовых полей и обширных пространств, усеянных поразительными цветными дюнами. Жизнь еще не успела освоить заново эту местность и присутствует здесь лишь в форме микроорганизмов. Только изредка можно встретить покрывающие старую лаву лишайники или увидеть редких птиц, посещающих эту удивительную пустыню.
Неземной ландшафт, простирающийся на площади 172 квадратных километра, позволяет ученым успешно моделировать инопланетную поверхность. «Здешний пейзаж, пожалуй, ближе к космосу, чем какое-либо иное место на Земле, – рассказывает Аманда Мандри. – Есть даже пещеры, совершенно аналогичные лунным или марсианским».
Проект «Пангея»
Тренировки астронавтов ведутся на Лансароте с 2016 года. Именно тогда стартовал европейский проект PANGAEA (Planetary ANalogue Geological and Astrobiological Exercise for Astronauts – «Планетный аналог геологических и астробиологических тренировок для астронавтов»). Свое название проект получил не случайно: Пангеей именуют некогда существовавший на Земле суперконтинент, объединявший все ныне существующие материки в единое целое.
В рамках проекта будущие исследователи Марса и Луны должны получить не только базовые знания о геологических процессах, характерных для Земли и других скалистых планет, но и навыки полевой работы, включающей наблюдения, грамотный отбор проб и документирование находок. Обучение разделено на три этапа: первые два проходят в Германии и Италии, а третий – заключительный и самый сложный – на Лансароте.
Как стать лунным геологом
Стать настоящим исследователем другой планеты совсем не просто. Для этого астронавтам, имеющим инженерную и летную подготовку, необходимую для космических путешествий, нужно получить образование в рамках еще одной специальности. «Наша задача не в том, чтобы научить астронавтов выполнять поручения специалистов с Земли, а в том, чтобы сформировать их как эффективных полевых ученых – планетологов и астробиологов, – отмечает руководитель проекта PANGAEA Лоредана Бессон. – Эти люди должны уметь оценивать геологическую обстановку, принимать решения и проводить самостоятельные исследования».
И, хотя участники проекта пока не располагают экипировкой, полностью соответствующей требованиям межпланетных экспедиций, они не теряют времени даром, осваивая новую для себя науку и ее инструментарий. Разговоры о гравиметрах, сейсмографах, геодезических инструментах и магнитометрах здесь – норма, так же как и обсуждение результатов микробиологических экспресс-тестов. Кроме того, астронавты испытывают на Лансароте дистанционно управляемые вездеходы и беспилотные летательные аппараты.
Полевая книжка нового поколения
Важнейшим элементом технического обеспечения будущих миссий призвана стать «электронная полевая книга» (EFB – Electronic Field Book). Это планшет, подключенный к системе связи скафандра и позволяющий записывать все этапы экспедиции, осуществлять привязку образцов к местонахождению, обращаться к данным внешних приборов, минералогической библиотеке и другим справочникам. Новая система также проходит испытания на Лансароте в условиях пересеченной местности.
С помощью этого инструмента можно осуществлять позиционирование в реальном времени, вести обмен данными и общаться с коллегами в голосовом чате. В будущем «электронная полевая книга» должна обеспечить не только передачу панорамных изображений, но и двустороннюю связь астронавта с Землей, так как без консультаций с коллегами на родной планете все-таки не обойтись.
В лавовой трубе
Вулканический биосферный заповедник на Канарских островах предоставляет прекрасную возможность проверить, насколько пригодно новое высокотехнологичное оборудование для использования в сложных условиях. Лансароте изобилует лавовыми трубами – внутренними полостями, сформировавшимися при неравномерном затвердевании потоков лавы.
В 2018 году система EFB, оснащенная полевыми ретрансляторами с радиусом действия до ста метров, использовалось во время экспедиции в одну из таких труб протяженностью около восьми километров. Устройство выдержало проверку, несмотря на блокирование сигнала в полости сложного профиля.
Новые задачи лунной программы
В XXI веке отношение к пилотируемым экспедициям на Луну, а в дальнейшем – и на Марс, серьезно отличается от энтузиазма и восторга, сопровождавшего первые лунные достижения. Эпоха «водружения флагов» миновала, и лететь на другие планеты нужно, имея долгосрочную, хорошо продуманную и обеспеченную программу.
«Космический полет, имеющий целью масштабные исследования, чем-то похож на балет, – с некоторой долей юмора утверждает Лоредана Бессон. – Чтобы он удался, его нужно поставить и как следует отрепетировать». Поэтому организаторы проекта PANGAEA уделяют столь большое внимание специальной подготовке будущих полевых планетологов, в том числе и тренировкам на вулканических ландшафтах острова Лансероте. Ведь это – первый, но очень важный шаг к успеху будущих миссий.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?