Ветру поклонялись все народы мира без исключения, только вот представляли они его по–разному. В одних случаях бог ветра был жесток, кровожаден, а по другим представлениям добр и милостив к тем, кто его почитает. Пожалуй, больше всего персонификаций ветра было у славян. Они внимательно, детально описывали это явление, наделяя его необычными свойствами и благоговея перед ним. О том, какие представления о ветре имелись у разных народов и как его представляли наши предки, будет рассказано далее.
Египетская мифология
Одни из самых интересных представлений о боге ветра дает богатая египетская мифология. В Египте его уважительно называли «Шу» и помнили, что только благодаря его красноречию, обиженная богиня влаги Тефнут вернулась из Нубии, возвратив жизнь всему живому. Дальше самое интересное: от любви Тефнут и Шу родились Геб (бог земли) и Нут (богиня неба). Они поссорились, чем разгневали Владыку всего сущего Ра. Он постановил: разъединить землю и небо, которые до этого были вместе. Выполнение приказа поручили богу ветра Шу, который благополучно его исполнил.
Он не только разъединил эту парочку, но и запустил в движение мир.
Энлиль
Как и в египетской мифологии, у шумеров бог ветра един, рожденный от Отца – Неба (Ана) и Матери – Земли (Ки). Имея неспокойный нрав и слабости, он постоянно попадал в различные неприятные ситуации. Применяя хитрость, изворотливость, Энлиль выходит победителем даже в самых непростых ситуациях. Даже в таких, в которых Верховный Бог уже сказал свое веское слово и ничего не остается, как подчиниться.
Речь идет о мифе сотворения Луны. Однажды кривая судьбы завела Энлиля в преисподнюю. Там его привлекла одна юная особа приятной наружности, которую он соблазнил. Его недостойное поведение возмутило богов. Они изгнали Энлиля. Ему ничего не оставалось делать, как подчиниться. Но Энлиль не собирался сдаваться. Тем более когда узнал, что его первенец – лунное светило. Его место - в ночном небе, а не во мраке преисподней.
Изменив облик, бог ветра вновь проникает в Подземное царство, чтобы зачать новых детей и совершить подмену, выведя своего сына на поверхность.
Посвящение помогло ему обрести силу отца и тем самым возвыситься над другими богами. Стать тем, «чье слово свято».
Возвышение не ударило богу ветра в голову. Он не стал самовлюбленным и напыщенным. Судя по другому мифу «о создании мотыги», он учит людей ремеслам, дает им законы - «ме». При этом беспощаден в гневе, если они нарушаются.
Близнецы Вайю
Иранцы считали, что ветер – это два брата–близнеца: злой и добрый. Злой нес холод, несчастья не только живому. Доставалось даже душам умерших. Второй брат считался, соответственно, добрым. Он заботился обо всех, неся тепло, весну. В священных гимнах упоминается еще одно грозное божество под этим именем, которое является посредником между мирами и покровительствует воинам.
Боги ветра у греков
Сын Звездного неба и Зари Борей имел гиперборейские корни. Его считали самым суровым, жестким из всей плеяды ветров. По другим греческим легендам, он рожден во Фракии, существует в образе коня неукротимого в гневе. Брат его Зефир любвеобилен. Он породил знаменитых коней Ахиллеса. Бог южного ветра по имени Нот загадочен. Его заслуга - туманы и влажность.
Этим боги ветра в мифологии греков очень похожи на славянских. Их также несколько. Каждый отвечает за свое определенное направление, наделяется чертами, характером.
Стрибог
Наши предки почитали это божество наравне с Дажьбогом, считая, что он путешествует по земле в образе крепкого седовласого старика, с которым лучше не шутить. Он легко может укротить бурю. Его прихода ждали люди, не забывая о том, что он является отцом и дедом других различных ветров, таких как бога южного ветра Подага или Подсвиста – отца бури. Зимнюю бурю учиняет Буревик. Но он это делает не из праздности. Его основная задача - наказать за грехи, заставить задуматься о своем злом поступке.
Авторитет Стрибога настолько велик, что его образ величественно возвышался в Киеве. Об этом мы узнаем из «Повести временных лет», когда князь Владимир, еще до крещения Руси пытался объединить народ, собрав всех более–менее почитаемых идолов в одном месте.
О влиянии зимы на мифологические представления наших предков
Из–за природных условий климата наши предки обрели одну важную особенность, которая генетически передается из поколения в поколение. Речь идет о способности мобилизовать все свои внутренние ресурсы в наиболее трудные моменты жизни. Это связано с наличием зимы.
Лето – это была пора, когда необходимо было ударно потрудиться, для того чтобы потом, уже имея запасы, не умереть с голоду, когда придут холода. Такая расслабленность, а потом неимоверное напряжение сил для достижения целей удивляют иностранцев, не привыкших к лютым холодам. Зима с ее холодными ветрами одновременно пугала и завораживала славян. Ее не воспринимали как богиню Смерти, скорее как красавицу-проказницу. Чего не скажешь о зимних ветрах. К ним отношение было разное.
Морозко
Или, как его еще называли, Трескун. Этот повелитель холодов появлялся везде, где ему заблагорассудится. А для того чтобы он не крал детишек, ему заблаговременно преподносили подарки. Его присутствие чувствовали благодаря тому стуку, который он устраивал своим волшебным посохом. После того как Морозко ударит посохом оземь – жди трескучих морозов.
Его забота – это сковать речки льдом, подарить много снега для обильного урожая, украсить замысловатыми узорами стекла. Забот у озорного старичка хватает.
Зюзя
Его аналогом предки белорусов считали бога зимы, ветров и морозов – Зюзю. Этот босоногий, с длинными бородой и волосами властелин холода имел злобный нрав. Его булава частенько шла в ход, если дедушка был не в духе. Благо под удар попадали пни, стволы деревьев или постройки. Чтобы не усугублять ситуацию, предки белорусов готовили его любимое лакомство. И уж если он кого–нибудь почтил своим присутствием, то, по легенде, мог дать ценный совет или оказать помощь. Его образ перекочевал в сказки. Существуют и поговорки, связанные с ним: «Замерз як Зюзя».
Карачун
Еще один бог зимы и ветров в древней языческой мифологии. Его считали воплощением бога Смерти, на службе которого состояли различные опасные хищники. В русском фольклоре до сих пор «корочун» и «гибель» неотделимы друг от друга. Его днем принято считать 23 декабря. Владыка холода и Смерти не просто делает этот ночь самой длиной. Он открывает миры, чтобы предки могли раз в году посетить мир Яви и лицезреть дела потомков. Это необходимо для сохранения баланса и понимания своей личной ответственности перед Родом, пращурами и Богами.
Наши предки не боялись его, как и всех остальных «злых» небожителей. Добро и Зло всегда ходит рядом и это необходимо для равновесия. Язычество никогда не было и не станет религией, ведь для этого необходимо верить. Предки-язычники просто знали, «ведали» законы Вселенной – они для всех одни. И благодаря этим знаниям – «ведам» строили свою жизнь.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?