В Индии европейца поражает все, и прежде всего – кастовость общества. Даже в нашем столетии люди продолжают делиться на варны. Представители этих каст занимаются определенными профессиями. Особенно бросается в глаза экзотический вид людей в белых или шафрановых одеждах, лоб которых украшает «тилак», особый знак. Если вы увидите такого человека, знайте: это брахман. Его одежда не всегда богата, но он представитель самой верхушки сословного общества. В Индии брахманы могут носить и вполне современную, европейскую одежду. И в этом нет ничего удивительного – на дворе XXI век. Появилось много профессий, которых не было не то что в древности, но даже 20-30 лет назад: программисты, клип-менеджеры и т. д. Из каких каст черпают человеческий ресурс данные профессии? Чтобы разобраться во всех этих тонкостях, необходимо более глубоко изучить учение о варнах, которое, хоть уже и с трудом, продолжает разделять индийское общество. Почему в этой стране до сих пор существуют «боги во плоти» и обездоленные, которым запрещено пользоваться даже общественным транспортом?
Учение о брахмане и атмане
Такое разделение общества на касты происходит из идей Упанишад. Согласно священным для всякого индуиста текстам, существует вечное безликое начало – Брахман. Все люди наделены индивидуальной душой, которая носит название атман. Но это субъективная субстанция. Когда человек умирает, его тело истлевает, а душа вселяется в другую плоть. Так происходит чередование рождений и смертей, называемое в индуизме сансарой. Когда же человек через познание самого себя приходит к выводу, что ничего вокруг нет, кроме единого начала, Брахмана, это побуждает его возвратиться к абсолюту, порвать с субъективным «Я», кануть, как капля в безбрежный океан, в вечность. Но возможно ли это для атмана, который обитает в теле грубого, неграмотного крестьянина, все заботы которого сводятся к насыщению брюха да продолжению рода? Индуистская религия считает, что достичь слияния с божественным началом может только тот, кто всю жизнь провел в молитвах и религиозном служении.
Касты в Индии
В средневековом обществе Европы также существовало деление на сословия. Были «те, кто молится» (то есть монахи и священники), «те, кто воюет» (аристократия) и «те, кто работает» (крестьяне и ремесленники). Но первое сословие - клирики - всегда пополнялось за счет двух других. К тому же христианское учение о создании Богом каждой индивидуальной души отрицало веру в реинкарнацию. А вот понятие Брахмана, наоборот, обосновало веру в некую общественную пирамиду, нерушимую и статичную. Индуисты считают, что все люди появились из плоти первочеловека Пуруши. Его уста, славящие Бога, стали брахманами. Руки, держащие меч и щит, превратились в касту воинов-кшатриев. Из ног, твердо стоящих на земле, произошла варна ремесленников и земледельцев вайшьи. Ну а стопы Пуруши, месящие грязь, - это шудры, слуги и батраки. Кроме этих четырех варн, в Индии существуют еще и «далиты», неприкасаемые, которые, кстати, сейчас составляют около 17 процентов всего населения страны. Они вообще не имеют отношения к Пуруше и считаются нечистыми. Даже тень далита, брошенная на брахмана, может его осквернить.
Сегрегация и современная Индия
Идеологическую основу для делений людей на касты дают сами священные тексты. Так, Кришна произносит в «Бхагавад-Гите» (4:13): «Я разделил живущих в соответствии с их качествами на роды занятий». Конечно, сейчас появилось множество профессий. А потому и варны подразделяются на разные субкасты. Но такая сегрегация очень тормозит развитие общества. Считается, что только три варны – брахманы, кшатрии и вайшьи – могут читать Веды (да и в целом учиться грамоте). Совершенно не учитываются индивидуальные способности человека. Получается, что рожденный кшатрием должен быть или военным, или управленцем, хотя очень часто у него нет таких способностей, тогда как талантливые шудры или далиты никогда не смогут себя реализовать. Согласно индуистской религии, брахманы – это атманы, достигшие высшей ступени, максимально приблизившиеся к Богу. Можно ли назвать всех представителей этой касты клиром, на манер средневекового европейского общества?
Брахманы в древности
Да, можно сказать, что жизненным предназначением представителей этой варны было служение Богу. Они с малолетства изучали санскрит, знали наизусть священные тексты. Но за что индийцы почитали брахманов, если это были простые «попы»? Считалось, что этим людям открылась наивысшая мудрость, и у них часто спрашивали совета по любым житейским делам. Брахманы считались воплощением высшей духовной силы в простом человеческом теле. Убить представителя этой касты считалось раньше тягчайшим преступлением. Поклоняться брахману, одаривать его означало для представителей других варн возможность в следующей жизни подняться на ступеньку выше, стать не вайшьей, а кшатрием. До сих пор эта каста – самая закрытая в Индии. Ее члены придерживаются эндогамии, то есть браки заключаются исключительно с представителями своей варны. Но в отличие от европейского клира, брахманом нельзя стать – им можно только родиться.
Шесть обязанностей
Но не стоит думать, что представители этой варны живут в роскоши и неге, окруженные беспрекословным уважением. Какие же обязанности возлагает на них индуизм? Брахман мужского пола должен с малолетства изучать Веды. Когда он вырастет, то должен будет передавать полученные знания другим (быть религиозным наставником, учителем, советником). Третья обязанность – проводить ритуалы поклонения Богу (ягьи) от себя лично. Четвертая – обучать таинствам других брахманов. Индуизм вменяет в обязанность жрецу принимать пожертвования от представителей других варн и благословлять их. Ведь все люди хотят обратиться к божеству. И обязанностью брахмана является быть посредником, совершать религиозные ритуалы. Наконец, шестой долг - давать пожертвования всем нуждающимся.
Запреты
Варна брахманов очень почитаема, потому что - как считают индуисты - эти люди приблизились к абсолюту и вышли из-под бремени сансары. Но это не значит, что представители касты автоматически сливаются с Абсолютом. Они должны избегать осквернения. А таковые подстерегают на каждом шагу. Начнем с того, что брахману нельзя есть блюда, приготовленные представителями других варн. Обязанность куховарить и шить одежду для жрецов возлагается на женщин высшей касты. Ведь, согласно индуистским верованиям, последним прибежищем атмана перед слиянием с Абсолютом должно быть тело мужчины-брахмана. Но в пище жрецы должны придерживаться умеренности, чуть ли не аскетизма. Они строгие вегетарианцы, поскольку отвергают всякое насилие, а поедающий мясо – соучастник убийства животного. Они не пьют напитки, вызывающие привыкание. Из животных продуктов им разрешены лишь молочные. Корове в индуизме отведено почетное, чуть ли не святое место. Поэтому брахмана не может осквернить молоко, даже надоенное шудрой.
Повседневная жизнь брахманов
Как видим, путь мальчика, рожденного в высшей касте Индии, уже предопределен. Чувствует он религиозное призвание или нет, но с самых ранних лет он должен посещать гурукулу. В этой школе мальчики из семей брахманов постигают основы духовного служения, дхарму Бхагавату. Внутри варны существует деление, которое уже зависит от личного выбора юноши. Можно сделаться саньяси – монахом, отрекшимся от всяких мирских благ. Они одеваются в шафрановые накидки. Одежда брахманов, которые остаются «в миру», белого цвета. Эту подкасту можно сравнить с православными священниками, поскольку они женятся и заводят детей. Правда, супругу юноше подыскивают родители не только из варны брахманов, но еще и из той местности, откуда вышел семейный род. На этом наживаются специальные брачные агентства, которые берутся исследовать генеалогические древа и находить подходящих невест. Но есть и небольшой процент юношей, которые не хотят посвящать свою жизнь дхарме, служению Богу. Они обычно занимают новые профессиональные ниши, связанные с умственным трудом. Более 90 % айтишников, дизайнеров и дипломатов современной Индии – выходцы из семей брахманов. Ярким представителем такой субкасты был премьер-министр Индии Джавахарлал Неру.
Варны и законодательство
Кастовость запрещена конституцией страны. Еще английские колонизаторы пытались противодействовать системе варн, но им это не удалось. Проповедовал выход за рамки кастовости и такой безоговорочный авторитет в Индии, как Махатма Ганди. Правительство делает эффективные шаги по позитивной дискриминации. Так, во всех штатах Индии существует квота для поступления в госучреждения детей из шудр и неприкасаемых. Но до сих пор 90 процентов браков заключаются внутри варны.
Современность и брахманы
Естественно, равноправия более всего желают те, кто обездолен. Привилегированные брахманы до сих пор сражаются за признание себя элитой социума. И им в этом помогают суеверия и неосведомленность традиционного общества. Брахманы с молоком матери усваивают привычку всех поучать, вымогать подарки. Раньше на законодательном уровне было закреплено, что смертная казнь не могла применяться к представителям высшей варны, даже если они совершали тягчайшие преступления. Самое большое наказание, которое могло их ожидать, было изгнание из общины. Сейчас все граждане Индии равны перед законом, что очень не нравится кастовым брахманам. Они утверждают, что служить Богу, проповедовать и совершать ритуалы может только тот, кто рожден в варне жрецов.
Немного статистики
Современный уклад жизни постепенно сам разрушает кастовость индийского общества. Но брахманы - это последняя цитадель традиционализма. Около 75 процентов мужчин этой варны продолжают исполнять духовные функции. Они могут быть монахами в шафрановых одеяниях, но чаще всего носят широкополые белые рубахи и штаны. Такой костюм называется дхоти. Брахманы составляют всего около трех процентов населения Индии. Это самая малочисленная варна. Но при этом она, как и другие касты, разбита на мелкие группы. Они объединены по религиозным направлениям или географическому происхождению. Брахмана определяют по некоторым общим чертам (шафрановые или белые одежды, тилак на лбу, вегетарианство). Но в остальном они могут существенно различаться. Так, есть брахманы, которые употребляют в пищу рыбу, пьют чай и даже курят.
Есть ли будущее у варны
Брахманы в Индии до сих пор пользуются уважением. Правда, уже не таким безоговорочным, как раньше. Появились проповедники и служители Богу из других социальных групп, которые своей святой жизнью доказали, что необязательно родиться в варне жрецов, чтобы достичь Брахмы, слияния с Абсолютом.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?