Мать троих детей, которая принимает ребенка из деревни, пострадавшей от чернобыльской катастрофы, рассказала, как этот опыт выявил лучшее в характере ее собственных детей-подростков.
Журналистка Эмма Махони, из Сассекса, проходила учебу в Москве во время взрыва 26 апреля 1986 года. Женщина призналась, что страшная авария «преследует» ее на протяжении большей части ее взрослой жизни.
Вина выжившего
Молодой журналистке было всего 22 года, когда взорвался ядерный реактор № 4 на Чернобыльской АЭС возле Припяти. У девушки осталась «вина выжившего», которая мучает ее уже более 30 лет. Но после участия в благотворительной акции «Друзья детей Чернобыля» Эмма призналась, что наконец-то смогла увидеть эту неприятную часть своего прошлого. Зарегистрированный благотворительный фонд и организует ежегодные посещения подростками из неблагополучных социальных слоев Великобритании. Дети из сильно загрязненных районов Беларуси в возрасте от 7 до 12 лет остаются на месяц в принимающих семьях, которые предлагают им временную передышку и отдых. Такие детки часто нуждаются в стоматологической и медицинской помощи, образовании, а также в нежной любовной заботе. Они обычно приезжают на один месяц каждый год в течение пяти лет подряд, что оказывает значительное благоприятное влияние на их общее качество жизни, счастье, здоровье и благополучие.
Появление Арсения в жизни Эммы
Уже третий год Эмма присматривает за Арсением, которому сейчас девять лет. Мальчик постоянно живет в деревне неподалеку от Могилева. Считается, что у детей, живущих там, в два раза больше мутаций ДНК, вызванных последствиями Чернобыльской трагедии, чем у британских детей. Это означает, что родители передали риск генетических заболеваний и врожденных пороков развития своим детям. Эмма призналась, что до первого прибытия Арсения в возрасте семи лет она немного волновалась, как все пройдет. Да и мальчик поначалу боролся с тоской по дому, особенно перед сном.
Но вскоре Арсений освоился и даже страстно полюбил их британскую диету, состоящую из свежих фруктов и овощей. Появление Арсения помогло раскрыть заботливую природу ее собственных детей – Хамфри, которой на тот момент было уже 22 года, а также близнецов Майкла и Милли, которым только исполнилось по 18 лет.
Как мальчик из Белоруссии повлиял на жизнь своей приемной семьи в Великобритании
Эмма рассказывает, что она не ожидала такой метаморфозы в поведении своих подростков. Они были «удивительно нежны» в компании Арсения, играли с ним, предлагали игрушки и с энтузиазмом прыгали вместе на батуте. Она рассказывает, как менялась жизнь семьи: «Приезд Арсения означал уменьшение случаев, когда мои дети с подносом уносили еду к телевизору наверх. Вместо этого мы все стали больше вместе сидеть за столом. Телефоны были разрешены, так чтобы программа Google Translate помогала мне лучше понимать русский язык. Мои дети обращались с ним как с младшим братом с первого дня, особенно Майкл, который все еще любит играть в прятки», - радуется Эмма.
Женщина рада возможности как-то помочь нашему миру после ядерной аварии, произошедшей 26 апреля 1986 года на четвертом реакторе Чернобыльской атомной электростанции. «Наших киевских студентов вывезли из загрязненного района, а их русских друзей оставили там. В то время россиянам даже не разрешалось выезжать за границу.
Тот факт, что мы могли путешествовать домой в любое время, усиливал чувство несправедливости. Никто не знал о масштабах экологической катастрофы до объявления президента Михаила Горбачева более двух недель спустя», - вспоминает Эмма. Женщина признается, что она была наивна и беспечна в отношении вредных последствий радиоактивных осадков. «Когда я была в Москве после произошедшего, то пошла на рынок за клубникой. Мне сказали, что она из Украины и дешевле из-за радиации, - вспоминает она. - И все же я купила эти ягоды.»
Когда Эмма поделилась идеей с семьей пригласить ребенка из фонда «Друзья детей Чернобыля» в их дом, она удивилась узнав, что ее 51-летний муж Адам поддерживает это решение. «Я думаю, потому что наши трое детей были уже взрослыми, и он скучал по их поведению в более молодом возрасте», - решила она.
Жизнь Арсения на родине
Сам Арсений постоянно живет в деревне, в старом доме с двумя спальнями, с туалетом на улице и без водопровода.
В этом доме также живет его мать, отчим, 15-летняя сестра и сводный братишка.
Эмма заметила большие изменения в характере Арсения, которые произошли в течение последних нескольких лет. «Его первый год у нас был на самом деле довольно сложным, - объяснила она. - В возрасте всего семи лет он с трудом расстался со своей матерью, и она тогда была беременна его новым сводным братом Игнатом, что усугубило чувство одиночества мальчика. У него также были проблемы со здоровьем зубов. Ранее он никогда не был в кабинете стоматолога и мальчику пришлось удалить сразу четыре зуба во время его первого визита к нам. Я с гордостью могу сказать, что у него не было больше ни одной проблемы с зубами с тех пор, как его видели стоматологи, и Арсений стал привередлив в чистке зубов», - делится Эмма подробностями первого визита мальчика.
«В первый год, когда он много плакал, мы его разбаловали, поэтому когда нам действительно нужно было наложить ограничения на iPad, время ТВ или сладкие вещи, он устраивал истерики», - продолжила она. Во время своего второго приезда Эмма сказала, что Арсений очень переживал за своего младшего брата и просил для него игрушки и одежду.
Эмма стала более строгой в этот раз в отношении режима дня и ограничении показа мультфильмов, так как понимала важность установления границ для спокойствия детской психики. Арсений к этому времени уже понял, что его жизнь в новой семье временна и он вернется домой через месяц. Поэтому мальчик больше не тосковал по своим родным, а наслаждался процессом отдыха.
В этом году Арсению уже исполнилось 9 лет, он уже третий раз провел месяц в своей приемной семье в Великобритании. Мальчик заметно возмужал. Теперь он уже сам старший брат и ведет себя более ответственно. Он пакует свои собственные сумки для ночевки, утром проверяет свое расписание, чтобы найти плавательный комплект или что-то еще необходимое, и помогает приготовить обед.
Эмма побеждает свои страхи
Арсений помог Эмме преодолеть своих демонов до такой степени, что она смогла сесть и посмотреть недавний сериал HBO «Чернобыль». Ранее женщина не могла воспринимать никаких историй о катастрофе в газетах или на телевидении.
Шейла Нэш, организатор фонда «Друзья детей Чернобыля» из филиала в Сассексе, сказала Эмме: «Семьи очень благодарны за то, что дети имеют шанс приехать, и часто отмечают улучшение их здоровья, укрепление уверенности в себе и повышенную мотивацию для успешной учебы в школе».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?